КОПИЯ
Гражданское дело №2–3333/2023
24RS0056-01-2023-000601-78
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,
при секретаре Споткай Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таймырского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой связи по Красноярскому краю о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание почтового отделения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Почта России» в лице УФПС Красноярского края о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание почтового отделения. Требования мотивированы тем, что истцом проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в отделении ПО «Почта России», находящегося по адресу г. <адрес> 30.04.2021 прокуратурой Таймырского района внесено представление ответчику об устранении выявленных нарушений законодательства, выразившимися в не оборудовании входа в здание почтового отделения пандусом с поручнями по вышеуказанному адресу. Однако, 13.08.2022 при повторном осмотре указанной почтовой связи, установлено, сто ранее выявленные прокуратурой района нарушения не устранены. АО «Почта России», владеющее помещением отделения почтовой связи, расположенное по адресу г. Дудинка, ул. Советская, 31, и, использующее его под отделения почтовой связи АО «Почта России», относящееся к объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение, поскольку использует здание по указанному адресу для оказания гражданам, в том числе инвалидам, услуг почтовой связи. На основании изложенного, истец просит обязать УФСП Красноярского края АО «Почта России» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание почтового отделения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, ул. Советская, д. 31 путем оборудования специальным пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов или иными средствами обеспечения доступа в соответствии со строительными нормами и правилами для получения услуг почтовой связи.
Представитель истца прокурора Таймырского района Красноярского края, представитель ответчика АО «Почта России» в лице УФСП Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что стороны, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства, в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 2 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Федеральным законом от 03.05.2012 N46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с ч. 1 ст. 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно положениям указанных норм закона, к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, и объекты социальной инфраструктуры, обслуживающие население.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу пп. а п. 2 Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного приказом Минцифры России от 18.04.2022 N 370, операторы почтовой связи должны обеспечивать следующие условия доступности для инвалидов объектов почтовой связи, на которых оказываются услуги почтовой связи (далее - объекты почтовой связи), и услуг почтовой связи: возможность самостоятельного передвижения по объекту почтовой связи, входа на объект почтовой связи и выхода из него посредством оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, в случае размещения объекта на первом этаже здания.
Технические требования к установке пандусов предусмотрены СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
В силу п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м. до 6.0 м.
Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м. и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14-5.1.16 СП 59.13330.2020.
Как следует из материалов дела, актом обследования параметров доступности, составленном помощником прокурора Таймырского района Гребенюк А.И., Главным специалистом Управления по делам молодежи семейной политике и спорту администрации Таймырского Долгано–Ненецкого муниципального района Волковой Т.А., от 28.04.2021 г в отношении отделения почтовой связи 647000, находящейся по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, ул. Советская, д. 31. установлено следующее: согласно п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Крыльцо почты имеет на своих ступенях две параллельные металлические полосы, вдоль которых расположен поручень. Поскольку такая конструкция не соответствует вышеуказанным требованиям, то она не может рассматриваться в качестве пандуса. В таких условиях беспрепятственное посещение отделения почты маломобильными гражданами невозможно.
30.04.2021 прокуратурой Таймырского района Красноярского края в адрес руководителя Управления Федеральной почтовой связи по Красноярскому краю внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
В ответ на представление прокуратуры Таймырского района УФСП Красноярского края 24.05.2021 направлено письмо, в соответствии с которым отделение почтовой связи, расположенное по адресу: 647000, Красноярский край, г. Дудинка, ул. Советская, д. 31, отсутствует в адресной программе ремонтов 2021 года. Учитывая социальную значимость отделения почтовой связи, расположенного по вышеуказанному адресу. УФПС Красноярского края будет ходатайствовать перед АУО о включении работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту в адресную программу работ 2022 года.
13.08.2022 помощником прокурора Таймырского района Красноярского края произведен осмотр входной группы почтового отделения, расположенного по адресу: г. Дудинка, ул. Советская, д. 31, в ходе которого установлено, что ранее выявленные прокуратурой района нарушения не устранены, что подтверждается актом осмотра и осуществленной фото-съемкой.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для реализации установленных настоящим Федеральным законом целей Общество осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности: оказание услуг почтовой связи, международной почтовой связи; обеспечение доступа к государственным и муниципальным услугам в электронной форме; доставка и выдача пенсий, пособий и других выплат; информирование населения о социально значимых событиях и т.д.
Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указанный объект недвижимости подлежит передаче в собственность АО «Почта России», в рамках мероприятий по реорганизации, в виде дополнительного вклада в уставной капитал.
В силу ч. 1,2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года N 1943-О разъяснено, что закрепляя в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (части 1,4 ст. 15).
При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Кроме того, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.
Учитывая, что ответчиком АО «Почта России», владеющим отделением почтовой связи, расположенным по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, ул. Советская, д. 31, и использующее его под отделение почтовой связи АО «Почта России», относящееся к объектам социальной инфраструктуры, не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение почтового отделения, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым требования прокурора Таймырского района Красноярского края удовлетворить.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание порядок и сроки возможности выделения денежных средств, суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика по устранению выявленных нарушений в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198, 233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Таймырского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Управление федеральной почтовой связи Красноярского края Акционерного общества «Почта России» (ИНН 7724490000) обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание почтового отделения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дудинка, ул. Советская, д. 31, путем оборудования специальным пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов или иными средствами обеспечения доступа в соответствии со строительными нормами и правилами для получения услуг почтовой связи, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2023 года.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова