Дело № 2-235/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года <адрес>
Болховский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Воропаевой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда Снурницыной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов» к Снурницыну Н.Н. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме,
У С Т А Н О В И Л:
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания <адрес> «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее по тексту - БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось в суд с иском к Снурницыну Н.Н. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 122772, 30 руб., а также госпошлину в сумме 3655,45 руб.
Иск мотивирован тем, что Снурницын Н.Н. фактически проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов с апреля 2012 <адрес> поступлении в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» между БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и ответчиком был заключён договор о плате за стационарное обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ. Постоянно проживая в доме-интернате, ответчик является получателем социальных услуг, обеспечивается жилой площадью, питанием, пользуется иными видами стационарного обслуживания, но не оплачивает предоставляемые социальные услуги. К категориям лиц, которым в соответствии с действующим законодательством социальные услуги должны предоставляться бесплатно, ответчик не относится. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик оплату не произвёл, у него имеется задолженность в сумме 122772, 30 руб., о чём ответчик истцом был уведомлен. Ему предлагалось оплатить задолженность добровольно, что им выполнено не было. Размер оплаты рассчитан с учётом переходных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442 -ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», с учётом того, что правоотношения между сторонами носят длящийся характер. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной оплаты ответчика за полученные социальные услуги в стационарной форме составлял 3507,78 руб. Следовательно, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер неоплаченной задолженности составил в сумме 122772, 30 руб. (3507,78 руб.х35)
В судебное заседание истец не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Снурницын Н.Н. в судебное заседаниене явился.Извещён надлежащим образом.
Третье лицо - Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости <адрес> в судебное заседание не явилось. О времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Третье лицо - ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> в судебное заседание не явилось. О времени, месте и дате рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ). В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
Согласно статье 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягкиминвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством труда и социального развития Российской Федерации на основании Постановления № от 17.05. 2002 (далее по тексту - Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) были утверждены Положение о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение №) и форма примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение №).
В соответствии с Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов государственными и муниципальными стационарными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждение) осуществляется за плату (пункт 1). Плата за стационарное обслуживание взимается на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - договор), примерная форма которого предусмотрена приложением № к настоящему Постановлению, заключаемого между гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - граждане) или их законными представителями и учреждениями, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом настоящего Положения (пункт 2). Договор заключается с гражданами, проживающими в учреждениях, в письменной форме (пункт 3). В разделе договора «Предмет Договора» содержатся основания принятия граждан на стационарное обслуживание, сведения о составе затрат учреждения на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также о содержании предоставляемых жилых помещений. Плата за стационарное обслуживание определяется учреждением с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и ежегодно пересматривается (пункт 12). В разделе договора «Сумма платы по Договору и порядок ее внесения» указывается конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, определяемый с учетом пункта 12 настоящего Положения, который не может превышать 75 процентов установленного размера пенсии гражданина; форма расчетов по договору по выбору гражданина на основании его заявления (в кассу учреждения или путем безналичного перечисления). Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание устанавливается на основании справки о размере пенсии, выдаваемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (пункт 13).
Аналогичные положения относительно оплаты стационарного обслуживания в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе, размера ежемесячной платы и требований к содержанию договора, были предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О системе социальной защиты населения в <адрес>» и постановлением Коллегии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утратилисилу с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28.12. 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ). Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ). В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28.12. 2013 № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в <адрес>» и постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и Порядка ее взимания на территории <адрес>».
Исходя из приведенных нормативных положений, существенным условием договора о предоставлении социальных услуг является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
Вместе с тем Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (часть 2 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ).
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть, возникших до ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Снурницын Н.Н. находится на стационарном социальном обслуживании в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на основании путёвки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ОГСУСО Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов и Снурницыным Н.Н. был заключен договор № о плате за стационарное обслуживание в Болховском доме -интернате, в соответствии с которым плата за стационарное обслуживание включает затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание жилых помещений (коммунальные расходы) и не должна превышать 75 % размера пенсии по старости (пункт 1.2). Указанным договором на Снурницына Н.Н. была возложена обязанность ежемесячно вносить плату за стационарное обслуживание (пункт 2.1). Договором также предусмотрено, что исполнитель имеет право изменить обусловленную настоящим договором плату в случае изменения размера пенсии, получаемой Заказчиком, с сообщением обо всех изменениях Заказчику и соблюдением порядка, предусмотренного п. 5.1 настоящего договора. Из п. 5.1 указанного договора о плате за стационарное обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изменение условий настоящего договора, расторжение или прекращение его действия осуществляется по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой его частью.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик, являясь получателем услуг по социальному обслуживанию в стационарной форме, не относится к числу граждан, которым такие услуги предоставляются бесплатно, не производил их оплату за спорный период, несмотря на то, что пользовался услугами стационарного обслуживания (получал питание, обеспечен жилым помещением, пользовался коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, отопление), а также мягким инвентарем, суд пришел к выводу о том, что образовавшаяся за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность подлежит взысканию со Снурницына Н.Н.
Согласно справке ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ размер страховой пенсии Снурницына Н.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 4677,04 руб. Размер платы за стационарное обслуживание составлял 3507,78 руб. ( п. 2.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ). Задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 122772, 32 руб. (3507,78 руб. х 35 месяцев).
Доказательств оплаты задолженности ответчик не представил.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации со Снурницына Н.Н. в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере в сумме 3655,45 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов» к Снурницыну Н.Н. о взыскании задолженности по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме, удовлетворить.
Взыскать со Снурницына Н.Н. в пользу Бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания <адрес> «Болховский дом -интернат для престарелых и инвалидов» задолженность по оплате за предоставление социального обслуживания в стационарной форме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 122772, 32 руб., а также госпошлину в сумме 3655,45 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Воропаева