дело №
26RS0№-7026RS0№-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2023 года <адрес>
Пятигорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Весниной О.В.
при секретаре судебного заседания ФИО1
с участием:
представителя истца помощника прокурора <адрес> ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорск к Товариществу собственников жилья «Малинка-15» о признании незаконным бездействия в неразработке и не предоставления плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях, возложении обязанности устранить нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях управляющими организациями и товариществами собственников жилья
установил:
Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Пятигорска обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Малинка-15» (далее ТСЖ «Малинка-15») о признании незаконным бездействия в неразработке и не предоставления плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях, возложении обязанности устранить нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях управляющими организациями и товариществами собственников жилья.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка соблюдения ТСЖ «Малинка-15» (ИНН 2632104706, ОГРН 1162651060824), требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно- коммунального хозяйства, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), ТСН создается с целью управления общим имуществом МКД, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению, и приращению такого имущества, для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
Согласно ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят: соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества; контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ, в обязанности ТСН входит управление МКД, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества.
На основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пп. «б» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями (далее Правила №).
Правилами № определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту, в частности, управляющими организациями (пункт 1.1).
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
В соответствии с пунктом 2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила №) план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Согласно п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № при подготовке к предстоящему отопительному периоду, выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.
Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень №).
В соответствии с п. 18 Перечня № для надлежащего содержания системы отопления в многоквартирных домах осуществляется постоянная проверка исправности, работоспособности, регулировка и ее техническое обслуживание.
ТСЖ «Малинка-15» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (ИНН 2632104706, ОГРН 1162651060824) и осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, пер.Малиновского, 15.
В силу ст.161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, ДД.ММ.ГГГГ Правил №, п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № до конца мая 2023 года ТСЖ «Малинка-15» план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях не разработан и не представлен в Администрацию <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Малинка-15» нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ не устранены.
Исковое заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает заявление, непостоянна и персонально изменчива.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просили признать незаконным бездействие ТСЖ «Малинка-15», выразившееся в не разработке не предоставлении в Администрацию <адрес> плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях, обязать ТСЖ «Малинка-15» устранить нарушения требований законодательства РФ: ст. 161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, ДД.ММ.ГГГГ Правил №, п.11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № разработать план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях и представить его в Администрацию <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, а также суду показала, что до настоящего времени ответчиком выявленные нарушения не устранены.
Ответчик представитель ТСЖ «Малинка-15» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещался заблаговременно и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства с учётом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учётом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой города без взаимодействия с юридическим лицом проведена проверка соблюдения ТСЖ «Малинка-15» требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно- коммунального хозяйства, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
ТСЖ «Малинка-15» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (ИНН 2632104706, ОГРН 1162651060824) и осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, пер.Малиновского,15
В ходе проверки получены объяснения ведущего специалиста МУ «Управление городского хозяйства, транспорта и связи Администрации <адрес>», согласно которым в нарушение ст. 161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, ДД.ММ.ГГГГ Правил №, п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ, в частности, ТСЖ «Малинка-15» план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях не разработан и не представлен в Администрацию <адрес>.
Согласно ст. 12 ГК защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в целях предупреждения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Как определено частью 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Статья 138 устанавливает перечень обязанностей товарищества собственников жилья.
Товарищество собственников жилья обязано:
1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;
2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;
3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;
4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;
5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами;
9) вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса;
10) представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.
В силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Пунктами 10, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 предусмотрено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Вместе с тем, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Таким образом, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и поддержанию его в состоянии, исключающем возможность причинения вреда иным лицам прямо возлагается законом на управляющую организацию, в данном случае на ТСЖ.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе подготовку этого имущества к сезонной эксплуатации (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России N 170 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1 Правил).
Пунктом 2.6.3 Правил предусмотрено, что работы по подготовке к эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме должны быть завершены до 01 сентября.
Начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления (пункт 2.6.9 Правил), готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября (пункт ДД.ММ.ГГГГ Правил).
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей (п. 2.6.3 Правил эксплуатации жилищного фонда).
Собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию составляется план-график подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях, который утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период (п. 2.6.4 Правил эксплуатации жилищного фонда).
При подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы. Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года (п. 11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Ответчик как лицо, ответственное за содержание и обслуживание жилого дома, обязано соблюдать требования Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170 (далее - Правила N 170).
Однако на момент рассмотрения настоящего дела по существу ТСЖ «Малинка-15» нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ не устранены, план-график подготовки многоквартирного дома по адресу: <адрес>, пер.Малиновского,15 и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях не разработан и не представлен в Администрацию <адрес>. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
С учётом приведённых обстоятельств, суд считает заявленные исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорска к ТСЖ «Малинка-15» подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры- по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворён в полном объеме, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
По настоящему делу спор заявлен к ТСЖ «Малинка-15». не освобожденному от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в Управление Федерального казначейства по <адрес> (МИФНС по управлению долгом)
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования город-курорт Пятигорск к Товариществу собственников жилья «Малинка-15» о признании незаконным бездействия в неразработке и не предоставления плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях, возложении обязанности устранить нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях управляющими организациями и товариществами собственников жилья, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья «Малинка-15», выразившееся в не разработке и не предоставлении в Администрацию <адрес> плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях.
Обязать Товарищество собственников жилья «Малинка-15» устранить нарушения требований законодательства РФ ст. 161, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, а также п.п. 2.6.4, ДД.ММ.ГГГГ Правил №, п.11.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, разработать план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях и представить его в Администрацию <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Малинка-15» (ИНН 2632104706, ОГРН 1162651060824) в Управление Федерального казначейства по <адрес> (МИФНС по управлению долгом) государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.В.Веснина