Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7905/2023 ~ М-6208/2023 от 22.06.2023

УИД 11RS0001-01-2023-008110-94 Дело № 2-7905/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,

при помощнике судьи Панькиной Е.О.,

с участием истца Конновой Н.Л.,

представителя ответчика Яшиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 июля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Конновой Натальи Леонтьевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученной суммы компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат,

у с т а н о в и л:

Коннова Н.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недополученной суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере 14641,78, задолженности по отпускным в размере 108316,14, компенсации за задержку выплат в размере 17732,45 руб.

В обоснование исковых требований указано, что с ** ** ** по ** ** ** истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях. Работодатель не в полном объеме исчислил и выплатил истцу отпускные за период нахождения в очередном трудовом отпуске и компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. При расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не учитывались премии в виде средств материального стимулирования, начисленные и выплаченные в 2020, 2021, 2022 году, что привело к занижению сумм.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, при этом расчет истца не оспаривала. Также представитель ответчика указала на пропуск истцом срока на обращение в суд по взысканию задолженности по отпускным.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Установлено, что истец проходила в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Коми гражданскую службу с ** ** **, приказом от ** ** ** №... служебный контракт с истцом расторгнут, уволена с гражданской службы ** ** **. В соответствии с данным приказом истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 9,83 кал. дн.

Как следует из пункта 9 служебного контракта с учетом дополнительного соглашения от ** ** **, заключенного истцом с ответчиком, денежное содержание гражданского служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ; ежемесячного денежного поощрения; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

В соответствии с п. 10 служебного контракта гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Гражданскому служащему устанавливается районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2 и процентная надбавка к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50 %
(п. 11 служебного контракта).

Порядок и условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, премий и материальной помощи гражданскому служащему устанавливаются руководителем Федеральной налоговой службы.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
№ 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона
№ 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (утратили силу с 01.01.2023 в связи с утверждением новых Правил).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

Аналогичные положения содержатся в пунктах 7 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 (действуют с 13.04.2022).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г.
№ 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения
(в расчете на год).

Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных выше приведенным Указом №... в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления (от ** ** ** №..., от ** ** **
№... и ** ** ** №...), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из информации Минфина России также следует, что в период с ** ** ** Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в ** ** ** - постановление от ** ** ** №..., в ** ** **. - постановление от ** ** ** №..., в ** ** **. - постановление от ** ** ** №....

Следовательно, указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, что не было учтено при расчете отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем, положенные выплаты истцу произведены не в полном объеме.

По указанным основаниям требования истца о взыскании задолженности являются обоснованными, а доводы ответчика о необоснованности заявленных требований подлежат отклонению.

Истец просит взыскать задолженность по отпусным в общем размере 108316,14 руб. по следующим отпускам: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.

Рассматривая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по отпускным, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров - комиссией государственного органа по служебным спорам, судом.

Частью 17 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Следовательно, статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Таким образом, за разрешением за разрешением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы и других выплат истец должна была обратиться в течение одного года со дня установленного срока выплат указанных сумм.

Ответчиком представлены ведомости о перечислении отпускных, из которых следует, что за периоды отпуска с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** истец получила отпускные ** ** **, за более ранние периоды значительно раньше. Соответственно, с даты получения отпускных за последние периоды отпусков, годичный срок на обращение в суд истек ** ** **.

Истец обратилась с настоящим иском в суд ** ** **, в связи с этим срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по отпускным пропущен за все заявленные истцом периоды.

Доводы истца о том, что срок должен исчисляться с момента увольнения судом не принимаются, так как основаны на неверном толковании норм права.

Согласно части 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Истцом доказательств уважительных причин для восстановления срока обращения в суд не представлено.

Ссылка на то, что о законности своих требований истец узнала из судебной практики, не является уважительной причиной пропуска обращения в суд.

Доводы истца о том, что по её сведениям сотрудникам налоговых органов удовлетворяют заявленные требования, суд не может принять во внимание, поскольку данные доводы не свидетельствуют об аналогичных обстоятельствах при рассмотрении споров других лиц.

При увольнении по расчету истца недоплата компенсаии за неисплользованный отпуск составила 14641,78 руб.. Расчет истца ответчиком не оспаривался.

Также суд находит обоснованным требование истца о взыскании компенсации за задержку выплат.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты.

С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск за период с ** ** ** по ** ** ** (дату составления иска) в размере 2302,17 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Конновой Натальи Леонтьевны ... к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1101486269) удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Конновой Натальи Леонтьевны задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 14641,78 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 2302,17 руб.

В удовлетворении исковых требований Конновой Натальи Леонтьевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании задолженности по отпускным, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья    -                                 Н.Н. Чаркова

2-7905/2023 ~ М-6208/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Коннова Наталья Леонтьевна
Ответчики
УФНС России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Чаркова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее