Дело №2-1035/2023 (2-2841/2022) (37RS0022-01-2022-003025-87)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года город Иваново
Фрунзенский районный суд города Иваново
в составе председательствующего судьи Просвиряковой В.А.,
при секретаре Аскеровой Л.В.,
с участием представителя истца Пыхаловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к акционерному обществу «Центральная управляющая компания» об устранении нарушений жилищного законодательства,
установил:
Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее – Служба) обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать АО «Центральная управляющая компания» (далее – АО «ЦУК») в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома и исполнить предписание Службы №-ив от 08.07.2021 г., а именно: обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик нарушает требования жилищного законодательства, не исполняет предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, не обеспечивает ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Заочным решением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 06.12.2022 года исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области удовлетворены, на АО «Центральная управляющая компания» возложена обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома и исполнить предписание Службы №-ив от 08.07.2021 г., а именно: обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением Фрунзенского районного суда г.Иваново от 02.02.2023 года заочное решение суда от 06.12.2022 года отменено, дело слушанием возобновлено.
Представитель истца Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области Пыхалова А.С. исковые требования поддержала.
Ответчик АО «Центральная управляющая компания» в судебное заседание своего представителя не направил, о дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Ранее в заявлении об отмене заочного решения суда представитель ответчика Молотова Л.С. указала, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, при вынесении решения судом не принят во внимание срок исполнения требований истца. Так, представитель сослалась на то, что по аналогичному договору срок выполнения работ составляет практически 12 месяцев, представила договор между ООО «Жилищно-сервисная служба» и АО «Ивгортеплоэнерго» № на установку коммерческого узла учета тепловой энергии теплоносителя от 20.04.2022 г., в котором срок исполнения установлен как «до 01.05.2023 г.». Также указала на то, что ответчик не является специализированной организацией способной самостоятельно осуществлять ввод в эксплуатацию приборов учета.
Представитель третьего лица АО «Ивгортеплоэнерго» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что АО «Центральная управляющая компания» <данные изъяты>, осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (далее - МКД).
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 1 статьи 161 и статьей 162 ЖКРФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил №491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подп. «а», «б», «в», «г», «д» п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 11 Правил № 491 устанавливается, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпункт «и» п.11 Правил №491 закрепляет, что в содержание общего имущества входит проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ), государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета горячего водоснабжения, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу взаимосвязанных положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «к» пункта 11 Правил от 13.08.2006 №491.
Аналогичные обязанности установлены для управляющей организации и пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила от 27.09.2003 № 170), в соответствии с которым организация по обслуживанию жилого фонда должна обеспечивать исполнение следующих требований: совершенствовать учет и контроль расхода топливно - энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Пункт 5.2.24 указанных Правил указывает на то, что контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
В соответствии с п.18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. №290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя контроль состояния и замену неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.).
Нарушение вышеуказанных норм и правил является нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110.
В соответствии с п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что в период с 30.07.2018 г. по 03.08.2018 г. на основании Приказа Службы от 26.07.2018 г. № была проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «ЦУК» (ранее - ЗАО «ЦУК») с целью проверки фактов, изложенных в обращении АО «ИГТСК» от 23.07.2018 г. по вопросу надлежащего содержания общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в следующих многоквартирных домах: <адрес>.
На основании Акта проверки №-кн от 13.08.2018 г. Службой вынесено Предписание №-кн от 13.08.2018 г., согласно которому на АО «ЦУК» возложена обязанность в срок до 17.09.2018 г. обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя, установленных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>; обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя, установленных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>
Не согласившись с вышеуказанным Предписанием, АО «ЦУК» обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.04.2019 г. требования АО «ЦУК» удовлетворены частично; признано незаконным Предписание №-кн от 13.08.2018 г. в части возложения на АО «ЦУК» обязанности по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета узлов учета тепловой энергии у потребителя, установленных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, а также по установке общедомовых приборов учета узлов учета тепловой энергии у потребителя, установленных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, в остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Второго Арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 г. решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.04.2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «ЦУК» - без удовлетворения.
На основании Приказа Службы от 17.09.2019 г. № проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «ЦУК» с целью проверки исполнения Предписания Службы №-кн от 13.08.2018 г. ввиду истечения срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
По результатам проверки был составлен Акт проверки №-та от 29.10.2019 г. и выдано Предписание №-та от 29.10.2019 г., в котором АО «ЦУК» необходимо в срок до 09.12.2019 г. обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета узлов учета тепловой энергии у потребителя, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, до 11.12.2019 г. представить в Службу информацию и документы об исполнении настоящего Предписания.
Приказом Службы №-н от 21.06.2020 г. сроки исполнения Предписания продлены в части обеспечения ввода в эксплуатацию приборов учета - до 10.03.2021 г., в части предоставления информации – до 12.03.2021 г.
АО «ЦУК» исполнило Предписание в отношении МКД по следующим адресам: <адрес>
На основании Приказа Службы № от 16.06.2021 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «ЦУК» с целью проверки исполнения Предписания Службы №-та от 29.10.2019 г. в виду истечения срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
По результатам проверки был составлен Акт проверки №-ив от 08.07.2021 г. и выдано Предписание №-ив от 08.07.2021 г., в соответствии с которым АО «ЦУК» необходимо в срок до 01.09.2021 г. обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>; в срок до 06.09.2021 г. предоставить в Службу информацию и документы, подтверждающие исполнение Предписания №-ив от 08.07.2021 г.
Приказом Службы №-н от 18.04.2022 г. сроки исполнения Предписания продлены в части обеспечения ввода в эксплуатацию приборов учета до 18.07.2022 г., в части предоставления информации – до 19.07.2022 г.
До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены, не обеспечен ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм и установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома и исполнить предписание Службы №-ив от 08.07.2021 г., а именно: обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Довод ответчика о том, что в требуемый истцом срок обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах невозможно не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. На момент вынесения решения ответчиком не представлено доказательств того, что управляющей компанией предпринимаются меры по устранению допущенных нарушений. Ответчик ссылается на договор, заключенный между АО «ИвГТЭ» и ООО «Жилищно-сервисная служба» на установку коммерческих узлов учета тепловой энергии, теплоносителя с несогласованным сроком исполнения обязательств, при этом не ссылается и не предоставляет доказательств заключения аналогичного договора с ним. Кроме того, в случае невозможности исполнить решение суда в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке ст.203 ГПК РФ.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п. 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к акционерному обществу «Центральная управляющая компания» об устранении нарушений жилищного законодательства удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Центральная управляющая компания» (<данные изъяты>) в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения жилищного законодательства в содержании общего имущества многоквартирного дома и исполнить предписание Службы №-ив от 08.07.2021 г., а именно:
- обеспечить ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии у потребителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с акционерного общества «Центральная управляющая компания» (<данные изъяты>) в доход муниципального образования городской округ Иваново расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Просвирякова
Решение изготовлено в окончательной форме 01 марта 2023 года.