Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-596/2023 ~ М-465/2023 от 20.04.2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    28 июня 2023 года    г.Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием представителя истца Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» Максимовой Н. А., действующей на основании доверенности от "ДАТА", рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-596/2023 по иску Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» к Мосеевой Е.И. о взыскании денежных средств, предоставленных в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Истец ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» просил взыскать с Мосеевой Е.И. выплаченную государственную помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта от "ДАТА" № *** на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 280000 руб., единовременную денежную выплату в размере 3393,94 руб.

В обоснование иска указано, что Мосеева Е.И. "ДАТА" обратилась в учреждение с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, на прохождение профессионального обучения. Решением № *** от "ДАТА" Мосеевой Е.И. была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. "ДАТА" был заключен социальный контракт № *** на срок с "ДАТА" по "ДАТА" в размере 280000 руб.; решением от "ДАТА" № *** назначена государственная социальная помощь в размере 3393,94 руб. "ДАТА" заключен контракт.

Согласно Закону Иркутской области от 19 июля 2010г. № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» полученная ГСП на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации, а также в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации. Согласно разработанной к Контракту программы социальной адаптации Мосеева Е.И. как лицо, получающее помощь на осуществление предпринимательской деятельности и обучение обязана: встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя; приобрести в период Контракта необходимое оборудование для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить в учреждение подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течении срока действия Контракта с предоставлением соответствующих сведений; пройти обучение и предоставить документ об окончании профессионального обучения в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности уведомить учреждение; представить документы о расходовании средств. "ДАТА" между Мосеевой Е.И. и ИП А. был заключен договор на обучение ответчика на курсах «моделирование и дизайн ногтей» для открытия салона согласно Программе социальной адаптации к контракту. Согласно Программе гражданин обязан ежемесячно предоставлять документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий; своевременно уведомить учреждение о досрочном прекращении выполнения мероприятий Программы, трудовой деятельности, деятельности ИП в период действия контракта. Однако на телефонные звонки специалистов Мосеева Е.И. не отвечала, отчетов о расходовании денежных средств не предоставила. Мосеева Е.И. предоставила неполные сведения о доходах за период с октября 2021 года по декабрь 2021 года. Установлено, что среднедушевой доход составил 57277,83 руб., который превысил величину прожиточного минимума на человека, в заявлении указано 0 руб. Согласно справке от "ДАТА" ответчик получила государственную социальную помощь в размере 280000 руб., а также единовременную денежную выплату в размере 3393,94 руб. В адрес ответчика было направлено уведомление о возврате излишне уплаченных денежных средств; денежные средства Мосеева Е.И. добровольно не вернула. "ДАТА" учреждением принято решение № *** о прекращении выплаты с "ДАТА" в связи с невыполнением мероприятий, предусмотренных Программой социальной реабилитации. Выплаченные денежные средства подлежат возврату.

В судебном заседании представители ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» Максимова Н.А. исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске.

Ответчик Мосеева Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; корреспонденция возвращена за истечением срока хранения. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации и месту фактического проживания ответчика корреспонденцией является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого несет ответчик. С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, данных в п.67, п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о месте и времени судебного заседания. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание ответчик не представила; возражения по иску не направила, не просила рассматривать дело в её отсутствие. С учетом мнения представителя истца Максимовой Н.А., суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в соответствии с положениями ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в отсутствие не явившегося в судебное заседание ответчика по правилам заочного судопроизводства.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как договор о предоставлении государственной поддержки не поименован. Однако возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.

В силу п.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В ч.2 п.2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пп.3 п.3, п.3.1 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" были установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определены порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (Преамбула закона).

Статьей 1 закона определено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

В силу ст. 3 Закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

К мероприятиям, которые предусмотрены социальной программой адаптации, отнесены: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (ст.8.1).

В силу п.2.1 ст. 10 Закона орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 19 июля 2010 г. N 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, а также регулирует отдельные вопросы, связанные с установлением региональной социальной доплаты к пенсии, в Иркутской области (ст.1).

Положениями ст. 9(1) данного Закона установлено, что Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям относятся поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения.

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается: 1) в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; 3) в случае добровольного отказа получателя государственной социальной помощи от государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, выразившегося в заявлении получателя государственной социальной помощи, поданном одним из способов, указанных в части 2(1) статьи 7 настоящего Закона (ч.5).

Учреждение в течение десяти календарных дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 3, 5, 6 части 5 настоящей статьи, принимает решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и направляет получателю государственной социальной помощи уведомление о расторжении социального контракта (ч.6).

В случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в п.1 ч.5 настоящей статьи, без уважительных причин, а также обстоятельств, указанных в п.3,6 ч.5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом. Перечень причин, являющихся уважительными в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий программы социальной адаптации в связи с наступлением обстоятельств, указанных в п.1 ч.5 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ч.6.1).

Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 16.12.2013 N 243-мпр утверждена форма социального контракта.

Судом установлено, что "ДАТА" ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» и гражданин Мосеева Е.И. заключили социальный контракт № ***, предметом которого явилось сотрудничество между Управлением и гражданином по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность Заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно).

В числе таких мероприятий указано: осуществление гражданином индивидуальной предпринимательской деятельности. Размер единовременной выплаты составил 280000 руб. (п.2.1.2 контракта). Предоставление денежной выплаты осуществлялось перечислением на счет заявителя в ПАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" № *** (п.2.2).

Пунктом 4.1.2 Контакта предусмотрено, что гражданин обязан: а) встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя; б)    представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств; в)    приобрести в период действия контракта основные средства; г)    пройти профессиональное обучение / получить дополнительное профессиональное образование; д)    известить Управление о досрочном прекращении прохождения профессионального обучения / дополнительного профессионального образования; е)    возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок; ж)    возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования в срок.

Согласно п.3.3 Управление имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 календарных дней со дня установления обстоятельств (п.3.3.2), а именно: в случае невыполнения гражданином мероприятий, предусмотренной Программой социальной адаптации (пп.а), в случае добровольного отказа гражданина от государственной социальной помощи (пп.в).

Управление вправе взыскать денежные средства, выплаченные гражданину в качестве государственной помощи по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» в полном объеме, если гражданином денежные средства не возвращены самостоятельно в срок не позднее 30 дней со дня прекращения им данной деятельности (п.3.3.5).

Социальный контракт заключен на срок 12 месяцев и вступал в силу с момента его подписания (п.5.1).

Программой социальной адаптации (приложение № 1 к социальному контракту № *** от "ДАТА") на период с "ДАТА" по "ДАТА" Мосеевой Е.И. избрано такое мероприятие, как осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Данной программой было предусмотрено выполнение гражданином ежемесячных действий по осуществлению данной Программы, в том числе предоставление в Управление отчетов по расходованию средств, по выполненным работам и заказам, по повышению денежных доходов заявителя; доставка и установка оборудования, реклама, поиск работы, оплата профессионального обучения, приобретение расходных материалов для парикмахерской.

"ДАТА" между Мосеевой Е.И. и ИП А. был заключен договор на обучение ответчика на курсах «моделирование и дизайн ногтей». Срок обучения – 44 часа; оплата обучения составила 30000 руб.

Решением Управления № *** от "ДАТА" Мосеевой Е.И. назначена государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 280000 руб. в срок с "ДАТА" по "ДАТА".

Решением Управления № *** от "ДАТА" Мосеевой Е.И. назначена государственная социальная помощь в размере 3394,94 руб. в срок с "ДАТА" по "ДАТА".

Согласно Справке от "ДАТА" выплата в размере 280000 руб. Мосеевой Е.И. произведена "ДАТА" на счет гражданина в банке ВТБ № ***, в размере 3393,94 руб. – "ДАТА" на этот же счет.

Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о выполнении Мосеевой Е.И. условий социального контракта № *** суду не предоставлено.

Кроме того, из письма Управления № *** от "ДАТА" на имя Мосеевой Е.И. следовало, что служебной проверкой установлен факт неправомерности назначения гражданину МСП. В сведениях о доходах, указанных гражданином в заявлении о получении социальной помощи, за период октября 2021 года по декабрь 2021 года доход указан в размере 0,00 (ноль) руб. По сведениям выполненных запросов о выплатах произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц и сведения о доходах за период с октября 2021г. - декабрь 2021г., сумма составила 57277,83 руб. Соответственно, имея в составе семьи одного человека (согласно предоставленной справке о составе семьи), при определении права на назначение МСП совокупный доход фактически составил 57277,83 руб. соответственно и среднедушевой доход в таком же размере, а в заявлении указан 0,00 руб. Это подтверждает факт предоставления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных, являвшихся основанием для принятия решения о назначении государственной помощи. В связи с чем Учреждение просило произвести возврат денежных средств.

"ДАТА" Учреждением принято решение № *** о прекращении выплаты «Государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». На основании данного решения Мосеевой Е.И., как получателю помощи по категории «малоимущий одиноко проживающий гражданин» прекращена выплата МСП в сумме 280000 руб. с "ДАТА" по причине невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Доказательств того, что на момент подачи в суд настоящего искового заявления Мосеева Е.И. произвела возврат денежной суммы в размере (250000 + 3393,94) руб., полученной ею в качестве государственной помощи по социальному контракту № *** от "ДАТА", суду не предоставлено.

Также суду не предоставлено доказательств того, что Мосеева Е.И. как получатель государственной помощи по социальному контракту исполняла обязанности по предоставлению в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» документов (отчетов), подтверждающих факт расходования средств в сроки, определенных Программой социальной адаптации.

При таких обстоятельствах исковые требования ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку Управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, то установленная пп.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при сумме 283393,94 руб. государственная пошлина в размере 6033,94 руб. подлежит взысканию с ответчика Мосеевой Е.И. в бюджет Слюдянского муниципального района Иркутской области.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                     РЕШИЛ:

Исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» к Мосеевой Е. И. о взыскании денежных средств, предоставленных в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта удовлетворить.

Взыскать с Мосеевой Е. И., "ДАТА" рождения, уроженки "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", паспорт № ***, выдан "ДАТА" "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в пользу Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» денежные средства, выплаченные в рамках социального контракта от "ДАТА" № *** на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе на прохождение профессионального обучения, в размере 280000 руб., единовременную денежную выплату в размере 3393,94 руб., всего взыскать 283393,94 руб.

Взыскать с Мосеевой Е. И., "ДАТА" рождения, уроженки "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", паспорт № ***, выдан "ДАТА" "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в бюджет Слюдянского муниципального района государственную пошлину в размере 6033,94 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:

2-596/2023 ~ М-465/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОГКУ "УСЗН по Слюдянскому району"
Ответчики
Мосеева Елена Игоревна
Суд
Слюдянский районный суд Иркутской области
Судья
Газимзянов Анатолий Равильевич
Дело на сайте суда
sludiansky--irk.sudrf.ru
20.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.07.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2023Дело оформлено
17.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее