Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-178/2023 ~ М-141/2023 от 12.09.2023

Дело № 2-178/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года                                                                                                         с. Тогул

Тогульский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Дмитриевского С.А.,

при секретаре Хорошковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тогульского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края, администрации Тогульского района Алтайского края об обязании оформить право муниципальной собственности на объекты водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тогульского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края, администрации Тогульского района Алтайского края об обязании оформить право муниципальной собственности на объекты водоснабжения, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по предоставлению МО «Старотогульский сельсовет» услуг по централизованному холодному водоснабжению, в ходе которой установлено, что в реестре объектов муниципальной собственности администрации Старотогульского сельсовета числятся водонапорная башня, расположенная в с. Старый Тогул Тогульского района, водопроводная сеть, расположенная в с. Уксунай Тогульского района, и водозаборная скважина, расположенная в с. Верх-Коптелка Тогульского района, на которые не оформлено право муниципальной собственности, которое в силу положений Федерального закона №218-ФЗ должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Кроме того, проверкой установлено, что в селах Старый Тогул, Уксунай и Верх-Коптелка функции ресурсоснабжающей организации осуществляет МО «Старотогульский сельсовет», что нарушает требования ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Прокурор просил:

- обязать администрацию Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края оформить право муниципальной собственности в установленном законом порядке на водонапорную башню, расположенную в с. Старый Тогул Тогульского района, водопроводную сеть, расположенную в с. Уксунай Тогульского района, водозаборную скважину, расположенную в с. Верх-Коптелка;

- обязать администрацию Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение в МО Старотогульский сельсовет Тогульского района Алтайского края во владение организации водоснабжения по концессионному соглашению, либо закрепить указанное муниципальное имущество за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- обязать администрацию Тогульского района Алтайского края профинансировать исполнение администрацией Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края обязанностей по оформлению права муниципальной собственности в установленном законом порядке на водонапорную башню, расположенную в с. Старый Тогул Тогульского района, водопроводную сеть, расположенную в с. Уксунай Тогульского района; водозаборную скважину, расположенную в с. Верх-Коптелка;

- обязать администрацию Тогульского района Алтайского края профинансировать исполнение обязанностей администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края передать муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение в МО Старотогульский сельсовет Тогульского района Алтайского края во владение организации водоснабжения по концессионному соглашению, либо закрепить указанное муниципальное имущество за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Определением судебного заседания от <дата> производство по гражданскому делу прекращено в части заявленных требований об обязании администрацию Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края оформить право муниципальной собственности в установленном законом порядке на водонапорную башню, расположенную в с. Старый Тогул Тогульского района, водопроводную сеть, расположенную в с. Уксунай Тогульского района; обязании администрацию Тогульского района Алтайского края профинансировать исполнение администрацией Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края обязанностей по оформлению права муниципальной собственности в установленном законом порядке на водонапорную башню, расположенную в с. Старый Тогул Тогульского района, водопроводную сеть, расположенную в с. Уксунай Тогульского района, в связи с отказом истца от иска в данной части.

В судебном заседании зам. прокурора Тогульского района Хашагульгов М.Т. заявленные требования в оставшейся части поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - глава администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края Энгель А.А.; представитель ответчика администрации Тогульского района Алтайского края Богомолова Е.Б. против удовлетворения заявленных исковых требований не возражали, просили увеличить срок для совершения требуемых действий до одного года, ссылаясь на необходимость совершение большого ряда действий, направленных на исполнение решения в полном объеме, недостаточное финансирование на эти цели.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - директор МУП «Коммунальщик» Р в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на необходимость оформления на объекты водоснабжения санитарных зон.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителей ответчиков и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту решения - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу частей 3 и 4 статьи 14 указанного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно части 4 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решениями Тогульского районного Совета депутатов от <дата> и Старотогульского сельского Совета депутатов от <дата> утверждено соглашение о передаче с <дата> осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Тогульского района Алтайского края и администрацией Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края, в том числе, организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. При этом на указанные цели установлен объем межбюджетных трансфертов в размере 500 тыс. рублей.

В материалах дела представлена справка администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края от <дата>, выписка из Реестра муниципальной собственности МО Старотогульский сельсовет Тогульского района Алтайского края, в соответствии с которыми в реестре муниципальной собственности имеется водозаборная скважина, расположенная по адресу: <адрес>, сельское поселение Старотогульский сельсовет, <адрес>.

Судом установлено, что <дата> на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , адрес: <адрес>, на расстоянии 120 м от земельного участка с кадастровым номером по направлению на северо-запад, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения водозаборного узла, сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Из пояснений представителей ответчиков в судебном заседании следует, что указанный земельный участок сформирован для последующего оформления в муниципальную собственность расположенного на нем объекта водоснабжения - указанной водозаборной скважины.

Сведений о государственной регистрации данной водозаборной скважины суду не представлено.

Суд полагает установленным, что указанная водозаборная скважина является недвижимым имуществом, что стороной ответчика не оспорено.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации такого права, а именно с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр (в частности, в ЕГРН). Соответственно, несмотря на включение указанной водозаборной скважины в Реестр объектов муниципальной собственности, право собственности муниципального образования Старотогульский сельсовет Тогульского района Алтайского края не возникло, в связи с этим, исковые требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту решения - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации.

Согласно статье 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

В соответствии со статьей 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1). В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3).

Таким образом, из указанных положений закона следует, что орган местного самоуправления не вправе самостоятельно оказывать услуги по холодному водоснабжению.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.\

Судом установлено, что до настоящего времени указанное в иске прокурора муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение в МО Старотогульский сельсовет Тогульского района Алтайского края не передано на соответствующем праве муниципальному предприятию, оказывающему услуги по водоснабжению, а также не передано во владение организации водоснабжения по концессионному соглашению, что нарушает требования закона.

Учитывая установленные обстоятельства, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Из пояснений представителей ответчиков, третьего лица следует, что до настоящего времени зоны санитарной охраны на указанные в иске прокурора объекты водоснабжения не установлены.

С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, суд находит возможным обязать администрацию Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края исполнить решение суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями, 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Тогульского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края, администрации <адрес> об обязании оформить право муниципальной собственности на объекты водоснабжения, удовлетворить.

Возложить на администрацию Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности в установленном законом порядке на водозаборную скважину, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , адрес: <адрес>, на расстоянии 120 м от земельного участка с кадастровым номером по направлению на северо-запад.

Возложить на администрацию Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу передать муниципальное имущество, посредством которого осуществляется водоснабжение в МО Старотогульский сельсовет Тогульского района Алтайского края во владение организации водоснабжения по концессионному соглашению, либо закрепить указанное муниципальное имущество за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Возложить на администрацию Тогульского района Алтайского края обязанность профинансировать исполнение обязанностей администрации Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края по оформлению права муниципальной собственности в установленном законом порядке на водозаборную скважину, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , адрес: <адрес>, на расстоянии 120 м от земельного участка с кадастровым номером по направлению на северо-запад; по передаче муниципального имущества, посредством которого осуществляется водоснабжение в МО Старотогульский сельсовет Тогульского района Алтайского края во владение организации водоснабжения по концессионному соглашению, либо закреплению указанного муниципального имущества за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Тогульский районный суд.

Судья                                                                                                                С.А. Дмитриевский

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2023 года

2-178/2023 ~ М-141/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Тогульского района
Ответчики
Администрация Тогульского района Алтайского края
Администрация Старотогульского сельсовета Тогульского района Алтайского края
Другие
МУП "Коммунальщик"
Суд
Тогульский районный суд Алтайского края
Судья
Дмитриевский С.А.
Дело на сайте суда
togulsky--alt.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2023Передача материалов судье
12.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2023Предварительное судебное заседание
05.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее