УИД 10RS0010-01-2023-000963-34
Дело № 12-76/2023
РЕШЕНИЕ
23 августа 2023 года г. Олонец
Судья Олонецкого районного суда Республики Карелия Курсов И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя администрации Олонецкого национального муниципального района Сибирякова М.М. жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по .... Н. от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации Олонецкого национального муниципального района, адрес местонахождения: ...., ИНН 1014002151, ОГРН 1021001027629, дата государственной регистрации - хх.хх.хх г.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по .... (далее - Карелиястат) Н. от хх.хх.хх г. администрация Олонецкого национального муниципального района (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, Администрация подала на него жалобу, в которой просит суд постановление признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснова-ние жалобы указано, что в нарушение положений ст. 1.5, 26.1 и 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении не отражено в чем конкретно выразилось нарушение. Полагает, что указание на предоставление недостоверных первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения №-ДГ (мо) «Сведения об автомобильных дорогах общего назначения и искусственных сооружениях на них» за .... год по состоянию на хх.хх.хх г. не соответствует действительности, так как информация о количестве мостов в строке 201 «мосты, путепроводы и эстакады - всего» указана верно, всего на дорогах местного значения Олонецкого городского поселения находился в .... году один такой объект. То обстоятельство, что в ранее поданном в .... году отчете за .... год было ошибочно указано о наличии 13 таких объектов, значения не имеет. Кроме того, в обжалуемом постановлении неверно указаны сведения о дате совершения правонарушения - хх.хх.хх г., так как отчет получен Карелиястат хх.хх.хх г..
В судебном заседании представитель Администрации по доверенности Сибиряков М.М. доводы жалобы поддержал.
Карелиястат, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя на направил. Врио руководителя Карелиястат Д. просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Карелиястат. В письменных возражениях на жалобу указала, что полагает ее необоснованной и просит оставить без удовлетворения, так как Админист-рацией предоставлены недостоверные сведения, а именно: в строке 201 «мосты, путепроводы и эстакады - всего» раздела 2 отчета 3-ДГ за .... год указаны фактические сведения о количестве мостов, расположенных на дорогах местного значения Олонецкого городского поселения, а именно - 1 мост, однако в .... году в отчете за .... год Администрацией указывались недостоверные сведения о наличии 12 мостов, то есть Администрация ввела в заблуждение должностных лиц органов статистики. Данное правонарушение привело к неполной и недостоверной инфор-мации об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусст-венных сооружениях на них, находящихся в собственности муниципального образова-ния, вследствие чего государственный орган не может оценить в полной мере офици-альную статистическую информацию для дальнейшего формирования государст-венной экономической политики. В свою очередь, с учетом п. 5 письма Росстата от хх.хх.хх г. № СЕ-04-4/55СМИ «Об уточнении отчетности в Росстат», по итогам рассмотрения административного дела к Администрации применен наименее строгий вид административного наказания, соразмерный административному правонаруше-нию, - предупреждение. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено, в обжалуемом постановлении полно раскрыта объективная сторона вменяемого противоправного деяния применительно к заложенной в ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ диспозиции. Полагает необоснованным довод жалобы о произведенной корректировке отчета, так как внесение изменений в форму статистической отчетности не освобождает лицо, ответственное за предоставление статистических данных, от ответственности за ранее представленные недостоверные данные. Кроме того, недостоверными сведения статистического отчета являются до момента их исправления респондентом в установленном законом порядке, а срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента выявления искаженной информации.
Заслушав представителя Администрации, изучив материалы дела и доводы жалобы, обозрев административный материал, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об офици-альном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в ч. 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (далее - Постановление) установлены условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
В соответствии с п. 4 Постановления первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в п. 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от хх.хх.хх г. № утверждена форма федерального статистического наблюдения №-ДГ (мо) «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них, находя-щихся в собственности муниципальных образований», а также порядок и сроки предоставления статистической информации. Сведения по данной форме представ-ляют органы местного самоуправления муниципальных образований территори-альному органу Росстата в субъекте Российской Федерации в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Протокол об административном правонарушении от хх.хх.хх г. составлен и оспариваемое постановление вынесено хх.хх.хх г. по тем основаниям, что Админист-рация хх.хх.хх г. по адресу: ...., в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предоставила недостоверные первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения №-ДГ (мо) «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и искусственных сооружениях на них» по состоянию на хх.хх.хх г..
Так, в представленном отчете за .... год обнаружены следующие ошибки: расхождение показателя по строке 201 «мосты, путепроводы и эстакады - всего» на начало отчетного года (графа 4) с показателем, предоставленным в отчете на хх.хх.хх г. по строке 201 «мосты, путепроводы и эстакады - всего» на конец года (графа 5). Данные на начало отчетного года должны соответствовать данным на конец года, предоставленным в отчете прошлого года.
Установив указанные обстоятельства, заместитель руководителя Карелиястат Н. рассмотрел настоящее дело по существу и пришел к выводу о привлечении Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Между тем обжалуемое постановление от хх.хх.хх г. законным признать нельзя по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответ-ственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события админист-ративного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устана-вливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонару-шении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказа-тельств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе: место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
В силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установ-ленные при рассмотрении дела, в частности событие административного правона-рушения, и мотивированное решение по делу.
Следовательно, установление события административного правонарушения является обязательным условием при привлечении к административной ответст-венности лица, и отсутствие данного обстоятельства или его неверное указание свидетельствует о несоответствии как протокола об административном правона-рушении, так и постановления по делу об административном правонарушении установленным требованиям закона.
Принимая во внимание вышеизложенное, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, не может самостоятельно и произвольно формулировать обвинение и выходить за его пределы.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонару-шения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вопреки требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ объективная сторона инкрими-нируемого Администрации правонарушения должностным лицом в протоколе полно не раскрыта, так как обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении в полной мере не отражены: не указано за какой отчетный период (год) Администрацией представлены недостоверные первичные статистические данные, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений; когда данная информация фактически представлена привлекаемым лицом; в чем выразилась недостоверность представленной статистической информации на хх.хх.хх г. применительно к информации, с которой имеется расхождение.
Как следует из материалов дела, фактически имело место неверное указание Администрацией в строке 201 «мосты, путепроводы и эстакады - всего» отчета 3-ДГ за .... год (графа 4) о наличии на территории Олонецкого городского поселения на конец отчетного .... года 12 мостов, путепроводов и эстакад, в то время как их действительное количество равнялось одному, однако за неверное предоставление отчета в .... год Администрация к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ не привлекалась, дело об административном правонару-шении по данным обстоятельствам в отношении Администрации не возбуждалось, в рассматриваемом случае Администрация привлечена к административной ответст-венности за достоверные сведения за .... год, что подтверждается представленными Администрацией перепиской с Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия о действительном наличии только одного моста.
О наличии ошибки в отчете 3-ДГ за .... год Администрация указывала Карелиястату и в письменных пояснениях по делу об административном правона-рушении, однако должностным лицом пояснения во внимание не были приняты.
При изучении обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении № от хх.хх.хх г., усматривается, что протокол не содержит в себе достаточных сведений, позволяющих установить событие вменяемого Администрации в вину административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, так как должностное лицо, вменяя Администрации совершение указанного административного правонарушения применительно к отчету за .... год, не выяснило в связи с чем допущены разночтения в отчетах за .... годы и в каком из указанных отчетов содержатся действительно недостоверные сведения, ограничив-шись лишь формальным указанием на несоответствие данных в отчете за .... год данным, указанным в отчете за .... год.
Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сущест-венным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Администрации составлен должностным лицом с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку фактические обстоятельства совершения административного правонарушения при его составлении не выяснены и с достоверностью не установлены.
Несоблюдение требований, предъявляемых ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может лишить возможности привлекаемое лицо объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
При этом учитывается, что защитник, излагая доводы жалобы в судебном заседании, ссылался на тот факт, что ему непонятно в связи с чем юридическому лицу вменяется совершение правонарушения по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ при подаче в .... году отчета №-ДГ с данными, соответствующими действительности.
Указанное нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, признание данного протокола недопустимым доказательством. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности Администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то признание его недопустимым доказательством, не позволяет установить виновность привлекаемого лица посредством иных материалов дела.
В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предус-мотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
По правилам п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ должностному лицу при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении надлежало возвратить протокол об административном правонарушении должностному лицу админист-ративного органа, которое составило протокол, для устранения указанного недостатка, однако, этого сделано не было.
При проверке законности оспариваемого постановления судья принимает во внимание, что КоАП РФ, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от хх.хх.хх г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», не допускает устранения недостатков протокола об административном правонарушении после рассмотрения дела по существу, а тем более при пересмотре вынесенного должностным лицом постановления.
Обжалуемое постановление вовсе не содержит в себе полного описания события административного правонарушения, в нем имеется лишь ссылка на протокол об административном правонарушении от хх.хх.хх г. №, что является нарушением требований ст. 26.1, 29.10 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судья приходит к выводу, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления должностными лицами административного органа допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное на стадии составления протокола, является неустранимым на стадиях рассмотрения дела и пересмотра вынесенного постановления. В таком случае протокол как основное доказательство состава правонарушения признается недопустимым доказательством, что влечет безусловный вывод о недоказанности состава вменяемого правонарушения в установленном КоАП РФ порядке.
Поскольку вина Администрации в совершении вменяемого административного правонарушения установлена на основании недопустимого доказательства (протокола об административном правонарушении № от хх.хх.хх г.), обжалуемое постановление от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении Администрации подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с отменой оспариваемого постановления ввиду существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ иные доводы жалобы в настоящее время обсуждению не подлежат.
Руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия Н. № от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Олонецкого национального муниципального района отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмот-ренном ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях, в отношении администрации Олонецкого национального муниципального района прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья (подпись) И.А. Курсов
.... ....в