74RS0040-01-2023-000677-30
Дело №5-104/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 декабря 2023 года с. Уйское
Судья Уйского районного суда Челябинской области Л.С. Неежлева, с участием представителя администрации Уйского муниципального района Челябинской области Чипизубовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело об административном правонарушении в отношении юридического лица
Администрации Уйского муниципального района Челябинской области, ИНН № ОГРН №,дата регистрации "Дата", юридический адрес: <адрес>, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо Администрация Уйского муниципального района Челябинской области, будучи должником, не исполнило требования исполнительного документа неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, при следующих обстоятельствах.
"Дата" судебным приставом- исполнителем Уйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Челябинской области на основании исполнительного документа серии ФС № от "Дата", выданного Уйским районным судом Челябинской области, было возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является: возложить на Администрацию Уйского муниципального района Челябинской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить для централизованной системы водоснабжения <адрес> гарантирующую организацию, организовать водоснабжение населения данных населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований.
В связи с тем, что в установленный срок должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Уйского РОСП УФССП России по Челябинской области "Дата" в отношении должника администрации Уйского муниципального района вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава Уйского РОСП УФССП России по Челябинской области Гайфуллиной Ю.Р. от 17.12.2021 года исполнительное производство №3383/20/74067-ИП в отношении должника-Администрации Уйского муниципального района было передано в МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области.
Данное исполнительное производство принято "Дата" к производству судебным <данные изъяты> МСОСП по ОВИП УФССП Урсаевой В.А., ему присвоен новый номер №-ИП.
"Дата" <данные изъяты> МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Урсаевой В.А. должнику Администрации Уйского муниципального района установлен новый срок для исполнения исполнительного документа- до "Дата".
"Дата" постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам (далее по тексту МСОСП по ОВИП) УФССП России по Челябинской области Администрация Уйского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Данное постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
"Дата" в связи с отсутствием оплаты штрафа возбуждено исполнительное производство №-ИП. Штраф погашен "Дата".
"Дата" <данные изъяты> МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Урсаевой В.А. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до "Дата" и должник был предупрежден по ч.2 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о составлении протокола об административном правонарушении в случае неисполнения решения суда во вновь установленный срок, которое получено должником "Дата" года(л.д.11).
Представитель администрации Уйского муниципального района Чипизубова О.В. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, не оспаривала, что исполнительный документ до настоящего времени в полном объеме не исполнен, на что имеются объективные причины. В соответствии с действующим законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в <адрес> и <адрес> организовано водоснабжение населения, что подтверждается представленными документами, жалобы от населения по водоснабжению отсутствуют, но несмотря на все предпринятые меры в настоящее время отсутствует реальная возможность для исполнения требований в части определения для централизованной системы водоснабжения населения <адрес> и <адрес> гарантирующей организации, все проведенные ранее в 2020,2021, 2022 и 2023 годах аукционы по заключению концессионных соглашений положительного результата не дали. С учетом всех предпринятых мер по своевременному исполнению решения суда, бюджетного финансирования, а также привлечения впервые, просила строго не наказывать.
Представители ГМУ УФССП России, СОСП по Челябинской области(МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области), судебный пристав-исполнитель Урсаева В.А., взыскателя Магнитогорской природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность влечет неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, за что предусмотрено административное наказание в видеадминистративного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом, исполнительный документ - это документ, являющийся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений, а также актов других органов.
Частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся, в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
В силу частей 1, 3 статьи 6 названного закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из протокола об административном правонарушении от "Дата" следует, что в установленный судебным приставом - исполнителем срок до "Дата" Администрацией Уйского муниципального района, в отношении которой возбуждено исполнительное производство №-ИП от "Дата" на основании исполнительного документа серии ФС № от "Дата", выданного Уйским районным судом по делу №2-147/2019, требования исполнительного документа (определить для централизованной системы водоснабжения <адрес> гарантирующей организации, организовать водоснабжение населения данных населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), после вынесения постановления о наложении административного штрафа, не исполнено - не определена гарантирующая организация для централизованной системы водоснабжения <адрес> и <адрес>, не организовано водоснабжение населения данных поселков в соответствии с требованиями законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д.5-6).
Таким образом, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, Администрацией Уйского муниципального района не исполнен исполнительный документ, содержащий требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не определена для централизованной системы водоснабжения <адрес> гарантирующая организация, что подтверждается информацией должника от "Дата" № о том, что в период с 2021 г. по 2022 год Администрацией Беловского сельского поселения была разработана конкурсная документация, был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Беловского сельского поселения. По результатам проведения аукциона не было подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся. В 2023 году вновь была подготовлена конкурсная документация, "Дата" объявлен конкурс, срок подачи заявок составлял с "Дата" по "Дата", по результатам проведенного аукциона не подано ни одной заявки, также были направлены письма потенциальным гарантирующим организациям с предложением о заключении концессионного соглашения на обслуживание объектов водоснабжения без проведения конкурса в порядке, установленном действующим законодательством(л.д.10).
В судебном заседании представитель Администрации Уйского муниципального района Чипизубова О.В. пояснила, что требования исполнительного документа частично исполнены, организовано водоснабжение жителей населенных пунктов <адрес> в соответствии с требованиями законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что подтверждается представленными документами(л.д.46-80), не определена только по объективным причинам гарантирующая организация, все объявленные конкурсы признаны несостоявшимися(л.д.102-139), однако документы об этом судебному приставу-исполнителю не направлялись.
Вместе с тем, частичное исполнение требований исполнительного документа не является основанием для признания требований исполнительного документа исполненными.
Суд полагает установленным факт невыполнения требований исполнительного документа в части определения для централизованной системы водоснабжения <адрес> гарантирующей организации по состоянию на день составления протокола по делу об административном правонарушении "Дата".
Неисполнение Администрацией Уйского муниципального района требования, содержащегося в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, явилось основанием для составления судебным приставом-исполнителем настоящего протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вина Администрации Уйского муниципального района в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении "Дата" №-АП, в котором изложено существо вменяемого административного правонарушения, составленного уполномоченным должностным лицом; копией исполнительного листа серии ФС № от "Дата"; копией решения Уйского районного суда Челябинской области от "Дата"; постановлением о возбуждении исполнительного производства от "Дата" №-ИП; постановлением о взыскании исполнительского сбора от "Дата"; постановлением судебного пристава -исполнителя МСОСП по ОВИП о принятии исполнительного производства к исполнению от "Дата"; постановлением судебного пристава-исполнителя от "Дата" об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа; постановлением о привлечении администрации Уйского муниципального района Челябинской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ от "Дата"; постановлением судебного-пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства об уплате штрафа от "Дата"; постановлением судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа от "Дата", иными материалами дела.
Таким образом, достоверно установлено, что содержащиеся в названном выше исполнительном документе требования неимущественного характера не исполнены должником до "Дата" - то есть в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Исследованные доказательства получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой и дополняют друг друга. Объективных обстоятельств, способных поставить под сомнение содержание вышеприведенных доказательств по делу, не установлено.
Оценив представленные доказательства, которые суд находит относимыми, допустимыми и достаточными, суд приходит к выводу о том, что в действиях Администрации Уйского муниципального района Челябинской области имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ее действия квалифицирует по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ - как неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
При этом частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих тот факт,что Администрацией Уйского муниципального района своевременно были приняты все зависящие от нее меры по исполнению решения суда, а также требований судебного пристава-исполнителя во вновь установленный после наложения штрафа срок, материалы дела не содержат.
Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии непреодолимых обстоятельств, объективно препятствующих должнику исполнить требования исполнительного документа неимущественного характера в полном объеме, что должником были предприняты все возможные действия для его исполнения, не представлено.
Отсутствие каких-либо возможностей, в том числе организационного и финансового плана не является уважительной причиной указанного бездействия по исполнению решения суда.
Существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица Администрации Уйского муниципального района, которые могли бы повлиять на установление обстоятельств, имеющих значение для правильного и объективного рассмотрения дела, судом не установлено.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на жизнь, на охрану его здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 2, 18, 20, 41, 42).
Вместе с тем, обсуждая доводы представителя администрации Уйского муниципального района Чипизубовой О.В. о том, что данное правонарушение можно признать малозначительным, суд исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 года № 349-О указал, что нормы статей КоАП РФ не препятствуют судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного деяния. Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, принимая во внимание, что администрацией Уйского муниципального района, как органом местного самоуправления, были предприняты все меры по организации водоснабжения населенных пунктов Беловского сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, конкретные меры по проведению муниципальных аукционов, направленные на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований в части определения гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения <адрес>, что подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела(л.д.44-45,46-80,102-139), а также несмотря на формальное наличие признаков состава правонарушения, степень общественной опасности правонарушения не носит существенного характера; существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений правонарушение не представляет, оно не повлекло вредных последствий. Поэтому цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений может быть достигнута путем вынесения виновному лицу устного замечания.
При этом суд считает необходимым руководствоваться конституционными принципами дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания, при формальном наличии всех признаков состава вменяемого правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым общественным интересам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.9 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо Администрацию Уйского муниципального района Челябинской области (ИНН №), адрес местонахождения юридического лица: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст.2.9 КоАП РФ освободить Администрацию Уйского муниципального района Челябинской области от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Уйского муниципального района Челябинской области на основании п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекратить.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, через Уйский районный суд Челябинской области.
Судья: Л.С. Неежлева