78RS0005-01-2022-010821-49
Дело № 2-1305/2023 13 марта 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пересункиной Е.В.,
при секретаре Стрекаловской П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр" к Шнайдеру В.Ф. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр" обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском Шнайдеру В.Ф. о взыскании денежных средств.
Свои требования обосновывает тем, что Шнайдеру В.Ф., зарегистрированному в <адрес> по личным заявлениям были предоставлены меры социальной поддержки граждан:
- с 01.04.2017 г. денежная выплата лицу, пострадавшему от политических репрессий, льгот по оплате ЖКУ (далее - ЖКУ) в соответствии Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 г. № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге»;
- с 01.04.2011 г. ежемесячная пожизненная компенсация лицу, подвергшемуся репрессии в виде направления на спецпоселение (далее - ЕПК) (личное дело в архиве не обнаружено, поэтому личное заявление предоставить не имеем возможности) в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.05.2003 г. № 181-20 "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным" - утратил силу с 01.01.2015 г. в связи со вступлением Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Кодекс).
В августе 2020 г. при отработке протокола "Список получателей компенсации репрессированным, имеющих признак пенсионера ведомства, предоставляющего сведения о пенсионерах в ГИРЦ, сведения о которых отсутствуют в базах данных этих ведомств, либо выплата пенсии им приостановлена" было установлено, что ответчик снят с регистрационного учёта по месту жительства в Санкт-Петербурге - 21.05.2019г. в связи с выездом в <адрес>, что послужило основанием для издания администрацией Калининского района Санкт-Петербурга распоряжений о прекращении ЖКУ и ЕПК с 01.06.2019г. Учитывая, что данные сведения поступили несвоевременно, образовалась переплата за период с 01.06.2019 по 31.08.2020 в сумме № коп.
Поскольку истец не располагает сведениями о регистрации ответчика и самостоятельно истребовать их из органов УФМС в силу ФЗ № 152-ФЗ "О персональных данных" не может, исковое заявление подано по правилам ст. 29 ГПК РФ, иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
Ответчик утратил право на получение ЕДВ из бюджета города в оспариваемый период, так как был снята с регистрационного учёта по месту жительства в Санкт-Петербурге в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, добровольно денежные средства в размере переплаты не вернула, поэтому следует признать наличие недобросовестности с её стороны, а сумму № коп. неосновательным обогащением.
В связи с чем, истец просит взыскать с Шнайдера В.Ф. в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчётный центр» необоснованно полученных: в сумме № коп.) денежной выплаты лицу, пострадавшему от политических репрессий, льгот по оплате ЖКУ за период с 01.06.2019 по 31.07.2020; в сумме № руб. 00 коп. (№ 00 копеек) ежемесячной пожизненной компенсации лицу, подвергшемуся репрессии в виде направления на спецпоселение за период с 01.06.2019 по 31.08.2020, а всего № коп.
Представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месту слушания дела, в судебное заседание не явился, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика, в порядке ст. 50 ГПК РФ, адвокат ФИО3 в судебное заседание явился, пояснил, что не признает заявленные исковые требования. Представил заявление о пропуске истцом срока исковой давности, согласно которому просил в иске отказать, поскольку в тексте искового заявления указано, что истец установил, что ответчик снят с регистрационного учета в августе 2019г., при этом, истец просит взыскать денежные средства за период с 01.06.2019г. по 31.08.2022г.
Ответчик в судебное заседание не явился, неоднократно направляемые в адрес ответчика судебные извещения вернулись в суд за истечение срока хранения, что расценивается судом как уклонение от получения судебных извещений.
По смыслу п.1 ст.165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное лицу, должно быть направлено по адресу его регистрации, по месту жительства или пребывания либо по адресу, который лицо указало само (например, в тексте договора), либо его представителю.
При этом необходимо учитывать, что лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, в том числе, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года №25 ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам.
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик Шнайдер В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ.р., в период с 18.03.2017г. по 21.05.2019г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Ответчик Шнайдер В.Ф. состоял на учете как получатель мер социальной поддержки граждан:
- с 01.04.2017 г. денежная выплата лицу, пострадавшему от политических репрессий, льгот по оплате ЖКУ (далее - ЖКУ) в соответствии Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 г. № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге»;
- с 01.04.2011 г. ежемесячная пожизненная компенсация лицу, подвергшемуся репрессии в виде направления на спецпоселение (далее - ЕПК) (личное дело в архиве не обнаружено, поэтому личное заявление предоставить не имеем возможности) в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.05.2003 г. № 181-20 "О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным" - утратил силу с 01.01.2015 г. в связи со вступлением Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Кодекс).
Выплата мер социальной поддержки осуществлялась СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр" путем перечисления на Почтовое отделение № (№).
Согласно пп. 4 и 6 п. 1 ст. 60; абзац 3, пп. 1 п. 2 ст. 64 гл. 14 Кодекса меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 (введен законом от 28.12.2012 г. № 737-124) статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).
На основании п. 2 ст. 60 гл. 14 Кодекса меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки, установленные в настоящей главе, не распространяются на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
1) В соответствии ст. 1.3 «Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 г. № 1258 «О реализации Закона Санкт Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее – Положение) денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.
Согласно п. 2.8 Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПб с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п.2.9.2 Положения).
Граждане, которые не известили администрацию СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в п. 2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат, либо взыскиваются в судебном порядке (п.2.11 Положения).
2) В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 с изменениями на 01.07.2011 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» компенсации назначаются лицам, постоянно проживающим на территории Российской федерации. Реабилитированные лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 16 Закона).В соответствии со статьей 1 Закона СПб № 181-20, его действие распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории Санкт-Петербурга.
На основании пунктов 1 и 4 Положения "О порядке назначения и осуществления компенсационных выплат лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным", утвержденным распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга от 14.08.2003 г. № 18-р компенсация реабилитированному лицу назначается гражданам, постоянно проживающим в Санкт-Петербурге на основании решения отдела социальной защиты населения администрации района Санкт-Петербурга, где гражданин постоянно зарегистрирован по месту жительства. Излишне выплаченные суммы компенсаций возмещаются гражданином добровольно, а в случае спора - взыскиваются в порядке, установленном действующим законодательством (п. 12).
В соответствии с п. 3.15 «Порядка предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты», утвержденного Постановлением Правительства СПб от 20.05.2016 г. № 385 «О мерах по реализации главы 14 "Социальная поддержка отдельных категорий граждан" Закона СПб "Социальный кодекс СПб" (далее-Порядок) при возникновении обстоятельств, влекущих изменение сведений, представленных для предоставления компенсационной выплаты, гражданин обязан в письменном виде в течение 10 рабочих дней сообщить об этом в администрацию района Санкт-Петербурга.
В случае установления факта излишнего перечисления ЕПК администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина - в порядке, установленном действующим законодательством. Суммы компенсационной выплаты считаются излишне выплаченными за период, когда у гражданина отсутствовало право на предоставление компенсационной выплаты (п. 3.16 Порядка).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на то, что о снятии с регистрационного учета в Санкт-Петербурге ответчик своевременно не сообщил, в связи с чем, за период с 01.06.2019 года по 31.07.2020 года ответчиком необоснованно получены денежные средства социальных выплат в общем размере № копеек. Данное обстоятельство ответчиком в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не оспорено.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (необоснованное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
На основании статей 1, 7 Закона Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (утратил силу с 1 января 2015 года) меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе и единая социальная выплата, устанавливаются для граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, а для граждан без определенного места жительства при условии прохождения ими учета в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009, наличие регистрации по месту жительства предусмотрено в качестве обязательного условия для предоставления меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанным Положением закреплена также обязанность извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
В нарушение действующего законодательства ответчик, не поставив в известность органы социальной защиты населения об изменениях, влекущих за собой прекращение выплат, продолжал получать единую социальную выплату и льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, добровольно суммы переплаты не возвращены, в связи с чем, суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязательства по возврату необоснованно полученных денежных средств является правильным.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», единая социальная выплата производится только гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, при этом, перечисление выплат прекращается в случае утраты гражданином права на получение выплаты с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
В силу вышеприведенных нормативных положений, устанавливающих порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, иных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированным по месту жительства в Санкт-Петербурге, при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района.
В нарушение норм закона ответчик о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления единой социальной выплаты, в орган, осуществляющий оспариваемые выплаты, не сообщил, то есть факт недобросовестности поведения ответчика в рассматриваемом случае установлен.
Расчет подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца денежных средств судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании незаконно полученных денежных выплат являются обоснованными.
При этом, представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (п. 24) по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку иск подан СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр" 09 сентября 2022 года, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по требованиям о взыскании произведенных в пользу ответчика выплат за период до 09 сентября 2019 года к моменту обращения истца в суд истек.
С учетом пропуска истцом срока исковой давности в части требований, о чем было заявлено ответчиком до вынесения решения суда, а также учитывая то, что пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа истцу в иске, суд приходит к выводу об отказе СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр" в удовлетворении иска к ответчику в части требований о взыскании излишне выплаченных сумм за период с 01.06.2019г. по 31.08.2019г. в размере №) в отношении денежной выплаты лицу, пострадавшему от политических репрессий льгот по оплате ЖКУ, и в размере №) в отношении выплаты ЕКП лицу, подвергшемуся репрессии в виде направления на спецпоселение.
Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат денежные средстве в размере №).
В соответствие с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере № коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр" к Шнайдеру В.Ф. о взыскании денежных средств – удовлетворить частично.
Взыскать в пользу СПб ГКУ "Городской информационно-расчетный центр" с Шнайдера В.Ф. денежные средстве в размере № 00 копеек.
Взыскать с Шнайдера В.Ф. в доход государства государственную пошлину в размере № копейки.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья <данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2023 года.