Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-318/2022 ~ М-244/2022 от 23.03.2022

№2-318/2022

10RS0013-01-2022-000422-27

                                                Р Е Ш Е Н И Е

                                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2022 года                                                                                      город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                             Т.В.Барановой,

при секретаре                                                                                                       Ю.В.Нефедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Андреева Юрия Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Крупинскому Всеволоду Александровичу о признании решения незаконным, признании недействительным договоров аренды земельных участков, применении последствий недействительности сделки, возложении обязанности совершить

    у с т а н о в и л:

Андреев Юрий Николаевич (далее также по тексту истец) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также по тексту - Министерство) и Крупинскому Всеволоду Александровичу (ответчик).

Исковое заявление мотивировано тем, что распоряжениями Министерства от 06.12.2018 и от 08.02.2019 на основании заявлений истца утверждены схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенных в районе ..., вид разрешенного использования - запас, категория земель - земли запаса. Срок действия распоряжений - 2 года. Истцом были проведены кадастровые работы по формированию земельных участков, подготовлены межевые планы, земельные участки поставлены на кадастровый учет, присвоены кадастровые номера: , площадью ... кв.м., , площадью ... кв.м. Истец повторно обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов для целей ведения садоводства. Министерство письмами от 21.05.2021, а также от 11.06.2021 указало истцу на то, что по сведениям ЕГРН указанные земельные участки отнесены к землям запаса, и что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию и не могут быть использованы для целей ведения подсобного хозяйства. 09.04.2021 распоряжением Правительства Республики Карелия №276р-П был осуществлен перевод участков с кадастровыми номерами и состава земель запаса в земли с/х назначения. Постановлениями администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 17.08.2021 № 843 и 844 истцу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами и . 12.10.2021 истец повторно обратился в Министерство с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства. Министерство письмом от 22.10.2021 отказало истцу в предоставлении участков в аренду, указав, что ранее в Министерство поступило заявление другого лица, которому Министерство подготовило и направило проекты договоров аренды, испрашиваемых участков. Как стало известно истцу, 29.09.2021 и 09.11.2021 Министерство заключило договор аренды указанных земельных участков с Крупинским В.А. сроком на 49 лет. Данные действия Министерства истец считает недобросовестными, совершенными с противоправной целью злоупотребления правом, совершенными в нарушение закона. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил, с учетом уточнения предмета иска в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), суд признать незаконным решение Министерства от 22.10.2021 об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами и в аренду без проведения торгов; признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером от 29.09.2021 № 161-м/20, заключенный между Министерством и ответчиком Крупинским В.А., а также договор аренды земельного участка с кадастровым номером от 09.11.2021 № 185-м/20, заключенный между Министерством и ответчиком Крупинским В.А.; применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка во владение Министерства, аннулировании из ЕГРН сведений об обременении участка арендой по указанному выше договору; возложении обязанности на Министерство заключить с истцом договор аренды спорного участка.

В судебном заседании истец Андреев Ю.Н. и его представитель Рысак Д.М., действующий на основании доверенности, поддержали уточненные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, уведомлены судом о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В предыдущих судебных заседаниях, представитель Министерства Самойлова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ранее в судебных заседаниях высказывалась против удовлетворения заявленных исковых требований, представила письменные возражения на исковые требования.

Ответчик Крупинский В.А. и его представитель Калинин В.С., раннее в судебных заседаниях с требованиями истца не соглашались, полагали, что действия Министерства являются законными и обоснованными.

Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» на Министерство возложены функции по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов и на торгах.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, принимает, в том числе решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Так, согласно пункту 2 статьи 39.16 данного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Судом установлено следующее.

06.12.2018 и 08.02.2019 на основании заявлений истца распоряжениями Министерства № 2794-м/20р и 256-м/2-р соответственно утверждены схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м. соответственно, расположенных в районе ..., с кадастровом квартале , вид разрешенного использования - запас (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.3), категория земель - земли запаса. Предварительно согласовано предоставление земельного участка для целей ведения огородничества. Пунктом 3 распоряжения предоставление земельного участка, указанного в п.1, возможно, в случае обеспечения выполнения Андреевым Ю.Н. следующих условий: проведение работ по формированию участка и постановке его на государственный кадастровый учет; перевод земельного участка из категории земель запаса в категорию - земли сельскохозяйственного назначения, изменение вида разрешенного использования земельного участка. Срок действия распоряжения - 2 года.

Истец провел кадастровые работы по формированию земельных участков, подготовил межевые планы, земельные участки поставлены на кадастровый учет, участкам присвоены кадастровые номера: и .

09.04.2021 распоряжением Правительства Республики Карелия №276р-П был осуществлен перевод участков с кадастровыми номерами из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

28.04.2021 истец обратился в Министерство с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами для последующего предоставления в аренду.

Письмами от 21.05.2021 Министерство на заявления истца об изменении вида разрешенного использования земельных участков сообщило, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка истцу необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления.

Письмами от 11.06.2021 и от 15.06.2021 Министерство на заявления истца о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами сообщило, что согласно сведениям ЕГРН испрашиваемые земельные участки отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли запаса, что исключает предоставление земельных участков для целей ведения подсобного хозяйства.

Постановлениями администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 17.08.2021 № 843 и 844 истцу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков.

24.08.2021 истец обратился в Министерство с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства.

Письмами от 23.09.2021 и от 22.10.2021 Министерство отказало истцу в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами , мотивируя тем, что 11.08.2021 в Министерство поступило заявление о предоставлении указанных земельных участков в аренду от иного лица, которому направлен проект договора аренды земельных участков.

12.10.2021 истец повторно обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему в аренду без торгов участков для ведения личного подсобного хозяйства, и претензией в адрес ответчика соответственно. Ответами от 22.10.2021 Министерство сообщило истцу, что на испрашиваемые земельный участок с кадастровым номером передан в аренду иному лицу; в отношении земельного участка с кадастровым номером составлен и направлен для подписания иному лицу проект договора аренды.

Судом также установлено, что 11.08.2021 Крупинский В.А. обратился в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» (далее также - Управление) с заявлениями (рег. № 23103 и 23105) о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами .

24.08.2021 Крупинский В.А. вновь обратился в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» с заявлением (рег. № 24962 и 24963) о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами .

Письмами от 23.09.2021 и от 08.10.2021 Министерство на названные выше заявления Крупинского В.А. о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами , а также участков с кадастровыми номерами , направило в адрес Крупинского В.А. проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами и .

23.09.2021 и 09.11.2021 между Министерством и Крупинским В.А. заключены договоры аренды № 161-м/20 и 185-м/20 в отношении спорных участков.

Письмом от 27.10.2021 Министерство отказало истцу в удовлетворении претензии.

Истец, оспаривая законность действий ответчика по заключению договора с «иным лицом», настаивая на том, что на 10.09.2021 (дата истечения срока рассмотрения заявления «иного лица») вид разрешенного использования земельных участков не был изменен, ответчику Крупинскому В.А. спорные участки не могли быть предоставлены в аренду, т.к. на эту дату в Министерстве находились на рассмотрении заявления истца, обратился в суд с настоящим иском.

В процессе рассмотрения дела, после ознакомления с документами, представленными Министерством, а в частности, с заявлениями Крупинского В.А. от 10.08.2021 и от 23.08.2021, стороной истца было заявлено о назначении почерковедческой экспертизы в связи с сомнениями в подписании указанных заявлений ответчиком Крупинским В.А.

Согласно выводам эксперта Чиняева С.В., в результате проведения почерковедческой экспертизы, по определению суда, подпись от имени Крупинского В.А., изображение которой имеется в копии заявлений от 10.08.2021 и которая имеется в заявлениях от 23.08.2021 о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровым номером без проведения торгов, выполнены не Крупинским Всеволодом Александровичем, а иным лицом.

Выводы эксперта Крупинским В.А., и его представителем, а также представителем Министерства в судебном заседании не оспаривались.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Таким образом, установив, что Крупинский В.А. ни 10.08.2021 ни 23.08.2021 заявления о предоставлении спорных земельных участков не подавал, требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу положений ч. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодека Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (п.52 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Таким образом, установив, что Крупинский В.А. заявлений о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами в аренду не подавал, а истец является единственным лицом, заявившим о предоставлении спорных земельных участков в аренду без проведения торгов, решения Министерства от 22.10.2021 об отказе истцу в предоставлении спорных земельных участков нельзя признать законными. Следовательно, требования истца о признании недействительным договоров аренды земельных участков с кадастровым номером от 29.09.2021 № 161-м/20, а также с кадастровым номером от 09.11.2021 № 185-м/20, заключенных между Министерством и Крупинским В.А., применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельных участков с кадастровым номером Министерству, аннулирования и исключения из ЕГРН сведений об обременении указанных земельных участков      договором аренды от 29.09.2021 № 161-м/20, а от 09.11.2021 № 185-м/20, являются возможным и допустимым правовым способом восстановления нарушенных прав истца.

Установив отсутствие иных заявлений о предоставлении спорных участков в аренду в исследуемый период, суд полагает удовлетворить требования истца и обязать Министерство, при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Андреева Ю.Н., заключить с ним договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами .

Меры предварительной защиты, принятые определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 23.03.2022, о запрете Управлению Росреестра по Республике Карелия осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером , в т.ч. регистрацию ограничений, обременений, залога (ипотеки), прав третьих лиц, перехода прав и обязанностей по договору аренды от 29.09.2021 № 161-м/20, от 09.11.2021 № 185-м/20 другому лицу, субаренды, внесения права аренды земельного участка в качестве вклада или уставного капитала, сохраняют свое действие до вступления в законную силу настоящего решения суда.

В соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ с ответчиков Крупинского В.А. и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей с каждого ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление Андреева Юрия Николаевича удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в предоставлении истцу земельных участков, изложенное в письмах от 22.10.2021 №28053/12.4-21 и №28054/12.4-21, незаконным.

Признать недействительным договор аренды земельного участка от 29.09.2021 №161-м/20, заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Крупинским Всеволодом Александровичем в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Признать недействительным договор аренды земельного участка от 09.11.2021 №185-м/20, заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Крупинским Всеволодом Александровичем в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Истребовать из владения Крупинского Всеволода Александровича земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: ....

Аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении арендой земельных участков с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: ....

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Андреева Юрия Николаевича, принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами Андрееву Юрию Николаевичу.

Взыскать с Крупинского Всеволода Александровича и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Андреева Юрия Николаевича в размере 450 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                          Т.В.Баранова

Мотивированное решение составлено 05.09.2022

2-318/2022 ~ М-244/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреев Юрий Николаевич
Ответчики
Крупинский Всеволод Александрович
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Калинин Вячеслав Сергеевич
Рысак Дмитрий Михайлович
Администрация Прионежского муниципального района
Управление Росреестра по Республике Карелия
Прокуратура Республики Карелия
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
23.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2022Передача материалов судье
23.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2022Предварительное судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
06.06.2022Судебное заседание
24.08.2022Производство по делу возобновлено
29.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2022Дело оформлено
21.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее