24RS0054-01-2023-001164-47
№ 2-1264/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Васиной А.А.,
с участием прокурора - помощника прокурора Ужурского района Красноярского края У.А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края к Акционерному обществу «Искра» о взыскании расходов на тушение лесного пожара,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением к АО «Искра» о взыскании расходов на тушение лесного пожара, мотивируя его следующим. Прокуратурой Ужурского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, лесопользования по факту лесного пожара, произошедшего 21.05.2023 в квартале 2, выделе 26 Ужурского сельского участкового лесничества совхоз «Ленинский путь» Ужурского лесничества (далее - Квартал 2). 21.05.2023 главным государственным инспектором по охране леса Н.С.Н. совместно с начальником Ужурской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр» В.П.Н. осуществлен осмотр места лесного пожара и площади, пройденной огнем, произошедшего в Квартале 2. В ходе осмотра установлено, что место пожара находится в 4,5 км по прямой от населенного пункта Локшино Ужурского района. К территории лесного пожара примыкают земли сельскохозяйственного назначения, которые также пройдены огнем. К участку леса в квартале 2 с севера, юга, северо-запада и юго-востока (координаты пожара: С 55°44"465"" В 89°74"313 и С 55°44"595 В 89°74"535"") непосредственно примыкает земельный участок сельскохозяйственного назначения, на котором отсутствует очистка сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а также отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра или иной противопожарный барьер. Огнем пройдены березовые насаждения. Следы пребывания людей, кострищ, мест заготовок древесины не обнаружены. На земельном участке, примыкающем к лесу, имеется прошлогодняя сгоревшая трава. Лесной пожар произошел от распространения огня с земель сельскохозяйственного назначения, имеющим кадастровый номер 24:39:5102005:196 (номер землепользования 24:39:0000000:328). Место возникновения огня установлено с северо-западной стороны совхоз «Ленинский путь» Ужурского лесничества на землях сельскохозяйственного назначения. Обнаружены следы сгоревшего старого тюка сена. Правообладателем данного земельного участка является АО «Искра». Вступившим в законную силу постановлением от 05.07.2023 № 513/01-2023 должностное лицо - управляющий 7 отделения АО «Искра» К.С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения пожаров (ч. 1 ст. 83 ЛК РФ). Соответствующим органом, реализующим в Красноярском крае переданные федеральные полномочия, является министерство лесного хозяйства края, которое, в свою очередь, наделило полномочием по охране лесов от пожаров подведомственное учреждение -КГАУ «Лесопожарный центр» (п.п. 2.1, 2.2 Устава КГАУ «Лесопожарный центр», утвержденного приказом министерства лесного хозяйства края от 12.02.2018 № 171-од.) Согласно материалам дела об административном правонарушении, а также постановления, возгорание лесного массива в квартале 2, произошло по вине должностного лица- управляющего 7 отделения АО «Искра» К.С.В., тушение лесного пожара осуществлялось силами КГАУ «Лесопожарный центр». В соответствии со справкой КГАУ «Лесопожарный центр» о затратах на тушение пожара (журнал по учету затрат на тушение (ликвидацию) пожара № 2Н) расходы на тушение лесного пожара в квартале 2, составили 97 939, 85 рублей. В соответствии с п. 20 приказа Рослесхоза от 03.04.1998 № 53 "Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами" расходы на тушение лесного пожара включают: заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения; стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара; расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово - телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, взыскиваемые затраты соответствуют положениям п. 20 приказа Рослесхоза от 03 апреля 1998 года № 53. В соответствии с ч. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии с трудовым договором от 21.06.2016 К.С.В. является работником АО «Искра». Расходы, связанные с тушением пожара, произошедшего 21.05.2023 в квартале 2, произошедшего по вине ответчика, подлежат возмещению. Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения исковых требований, прокурор Ужурского района просит взыскать с АО «Искра» в пользу субъекта Российской Федерации Красноярского края Министерство лесного хозяйства Красноярского края расходы на тушение лесного пожара в размере 97 939,85 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Красноярского края У.А.Е. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика АО «Искра» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства, против чего истец возражений не заявил.
Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, 21.05.2023 на основании приказа КГКУ «Лесная охрана» от 10.01.2023 «Об осуществлении патрулирования лесов» №2-лн, в ходе совместного патрулирования по противопожарной безопасности в лесах, в целях выявления и пресечения лесных пожаров на территории Ужурского лесничества Главным государственным инспектором по охране леса Н.С.Н., совместно с начальником Ужурской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр» В.П.Н., на территории Ужурского лесничества был обнаружен низовой беглый лесной пожар, слабой интенсивности на площади 0,3 га, в квартале №, выдел 26 Ужурского сельского участкового лесничества совхоз «Ленинский путь». На месте возникновения очага пожара никаких предметов, остатков костра не было. Какой-либо техники или людей на месте пожара не обнаружено. Вышеуказанный пожар произошел в 4,5 км, по прямой от н.п. Локшино Ужурского района, азимут 129°, в 17 км по прямой от Ужурской ЛПС. Координаты пожара С 55°27"11"" В 89°44"15. Площадь лесного пожара на момент его ликвидации в квартале № 2, выдел 26 Ужурского сельского участкового лесничества совхоз «Ленинский путь» Ужурского лесничества составила 1,3 га. Причиной лесного пожара согласно акту о лесном пожаре от 24.05.2023 № 2 послужил переход огня с земель иных категорий.
В ходе осмотра места лесного пожара и прилегающей к нему территории установлено, что к территории лесного пожара примыкают земли сельскохозяйственного назначения, которые также пройдены огнем. К участку леса в квартале № 2, выдел 26 Ужурского сельского участкового лесничества совхоз «Ленинский путь» Ужурского лесничества, с севера, юга, северо-запада и юго-востока (GPS координаты С 55°44"465"" В 89°74"313 и С 55°44"595"" В 89°74"535"") непосредственно примыкает земельный участок, сельскохозяйственного назначения, на котором отсутствует очистка сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, а также отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной не мене 1,4 метра или иной противопожарный барьер. Огнем пройдены березовые насаждения. Следы пребывания людей, кострищ, мест заготовок древесины не обнаружены. На земельном участке, примыкающем к лесу, имеется прошлогодняя сгоревшая трава. Лесной пожар произошел от распространения огня с земель сельскохозяйственного назначения, имеющим кадастровый номер 24:39:5102005:196 (номер землепользования 24:39:0000000:328). Место возникновения огня установлено с северо-западной стороны лесного массива в квартале № 2, выдел № 26 Ужурского сельского участкового лесничества совхоз «Ленинский путь» Ужурского лесничества на землях сельскохозяйственного назначения. Обнаружены следы сгоревшего старого тюка сена.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5072000 кв.м входит в состав единого землепользования с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, для производства сельскохозяйственной продукции, правообладателем является АО «Искра», общая долевая собственность 1/500. На данный участок установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды с 2010 года сроком на 49 лет в пользу ЗАО «Искра».
Согласно приказу о приеме работника на работу № 745 к от 21.10.2016 К.С.В. принят на должность механика отделения № 8 в ЗАО «Искра», в связи с переименованием ЗАО «Искра» в АО «Искра» дополнительным соглашением к трудовому договору от 20.04.2018, с 18 апреля 2018 года работодателем по трудовому договору считать АО «Искра». Дополнительным соглашением № 1 от 30.07.2019 к трудовому договору от 21 октября 2016 года, в соответствии с п. 1.3 К.С.В. принят на работу АО «Искра» на 7 отделение на должность управляющего.
Должностной инструкцией управляющего, утвержденной директором АО «Искра» Т.С.Ю. 30.06.2019, определены права и ответственность управляющего отделением. Пунктом 2.8 должностной инструкции предусмотрена обязанность по контролю соблюдения работниками производственной и трудовой дисциплины, обеспечивает выполнение правил по охране труда, противопожарной защите и производственной санитарии. В соответствии с п. 4 должностной инструкции управляющий отделением несет ответственность за рациональное и эффективное использование земли. За нарушение законодательных и нормативных актов управляющий отделением может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
В связи с отсутствием со стороны К.С.В. контроля за разработку и организацию выполнения проектов внутрихозяйственного землеустройства, мелиорацию земель, культурнических работ, организацию освоения новых и рекультивацию заброшенных земель, обеспечение выполнение правил по противопожарной защите, а именно после схода снежного покрова мер по очистке, прилегающей к лесному фонду, находящегося в пользовании АО «Искра» земельного участка, от сухой травянистой растительности и других горючих материалов, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером, на основании постановления исполняющего обязанности заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» Р.Д.С. от 05 июля 2023 года должностное лицо управляющий 7 отделения АО «Искра» К.С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации виновные в нарушении лесного законодательства несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует из п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2).
Ответственность, предусмотренная названной нормой, наступает при условии доказанности наличия вреда, противоправного поведения причинителя вреда и его вины, размера причиненного вреда, а также наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Постановлением исполняющего обязанности заместителя директора КГКУ «Лесная охрана» от 05.07.2023 достоверно подтверждено, что лесной пожар, возникший в квартале 2, выдел 26 Ужурского сельского участкового лесничества совхоз «Ленинский путь» Ужурского лесничества перешел с земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № (номер землепользования 24:39:0000000:328), правообладателем которого на праве аренды является АО «Искра».
Как арендатор указанного земельного участка АО «Искра» обязано было обеспечить противопожарную безопасность на земельном участке, однако допустило бездействие - нарушение правил пожарной безопасности, в связи с чем расходы на тушение лесного пожара следует возложить на АО «Искра».
Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, указан в разделе III Письма Минсельхоза РФ от 10.11.2009 № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений»(вместе с Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений) и состоит из оплаты труда работников, участвующих в тушении лесных пожаров, налогов и обязательных платежей, начисляемых на фонд оплаты труда, транспортных расходов, материальных расходов, расходов на материальные запасы, расходов на горюче-смазочные материалы, расходов на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходов на организацию первой медицинской помощи лицам, работающим на тушении лесного пожара, прочих текущих расходов (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров). Формирование, учет и подтверждение затрат на тушение лесных пожаров по указанным договорам осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком;
В соответствии с разделом IV вышеуказанного Письма расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара. Указанная Справка составляется по форме, приведенной в настоящем Порядке, не позднее 5 суток со дня ликвидации пожара с приложением всех первичных учетных документов, подтверждающих произведенные затраты. В ней указываются обобщенные суммы по составу произведенных расходов на основании подтверждающих документов, обобщенные данные о суммарном количестве отработанных на тушении лесного пожара человеко-дней, автомашино-смен, тракторо-смен, мото-смен, а также стоимость израсходованных материальных запасов по их видам. Факт выполнения работ по тушению лесного пожара наземными силами оформляется Нарядом-актом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара (форма N Т-55 пожар).
Согласно акту № 2 о лесном пожаре от 24 мая 2023 года, 21 мая 2023 года 12 часов 30 минут был обнаружен пожар в квартале № 2 выделе № 26 Ужурского лесничества Ужурского сельского участкового лесничества совхоз «Ленинский путь» в 4,5 км от н.п. Локшино Ужурского района, азимут 129°, тушение пожара начато 21 мая в 12 часов 40 минут, площадь пожара 1,3 га. Лесной пожар локализован 21 мая 2023 года в 16 часов 00 минут работниками Ужурской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр» в Ужурском лесничестве, Ужурском сельском участковом лесничестве совхоз «Ленинский путь» в квартале № 2 выделе № 26. Лесной пожар ликвидирован 21 мая 2023 года в 17 часов 30 минут работниками Ужурской ЛПС КГАУ «Лесопожарный центр». На тушении пожара отработано человеко-дней - 10,19, машино-смен - 1,70.
Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара, стоимость затрат на тушение пожара, указанного в акте №2 от 24.05.2023 составляет 97939 рублей 85 копеек, из которых: оплата труда - 58784 рубля 88 копеек, налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда - 17753 рубля 03 копейки, материальные расходы (горюче-смазочные материалы, продукты питания, специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты) - 4901 рубль 97 копеек, прочие текущие расходы (медицинское страхование, медицинский осмотр, страховые премии на автотранспортные средства) - 176 рублей 66 копеек, нормативные затраты на общехозяйственные нужды - 16323 рубля 31 копейка.
Данные затраты подтверждены также: распоряжением от 21.05.2023 № 2/53 о назначении руководителя тушения лесного пожара; докладной запиской о тушении лесного пожара №2; бухгалтерскими справками-расчетами заработной платы от 21.05.2023; табелем учета рабочего времени; расчетной ведомостью № 2 от 21.05.2023, расчетом премии за выполнение заданий особой важности, сложности от 21.05.2023; бухгалтерскими справками расшифровок персональной надбавки за интенсивность труда и высокие результаты от 21.05.2023, выпиской из приказа; приказами о поощрении работников; бухгалтерской справкой-расчетом налогов и обязательных платежей, начисляемых на фонд оплаты труда от 21.05.2023, актами списания материальных запасов от 21.05.2023; ведомостью на выдачу продуктов питания работникам, выполняющим работы на тушении лесного пожара № 2 от 21.05.2023; ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения от 21.05.2023; актом на списание горюче-смазочных материалов по Ужурской лесопожарной станции лесного пожара № 2 за май месяц 2023 года; путевыми листами от 21.05.2023; журналом учета движения путевых листов КГАУ «Лесопожарный центр»; журналом снятия показаний спидометра (и объема выполненной транспортной работы); бухгалтерскими справками расчетами оплаты медицинского страхования сотрудников; медицинского осмотра сотрудников; размера страховой премии на автотранспортные средства от 21.05.2023; бухгалтерской справкой-расчетом материальных расходов от 21.05.2023.
Таким образом, сумма расходов, направленных на тушение лесного пожара № 2 документально подтверждена, представленные документы у суда сомнений не вызывают, каких-либо доказательств в опровержение документов, представленных истцом в подтверждение понесенных расходов на тушение лесного пожара стороной ответчика не представлено.
Как следует из объяснения начальника юридического отдела и управления персонала АО «Искра» П.Н.В., отобранного помощником прокурора Ужурского района 27.10.2023, с ущербом на тушение лесного пожара в размере 97939 рублей 85 копеек согласны, но в настоящий момент нет возможности его возместить.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Поскольку финансирование расходов на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, то денежные средства в счет возмещения затрат на тушение лесного пожара в размере 97939 рублей 85 копеек подлежат взысканию с АО «Искра» в пользу Российской Федерации в федеральный бюджет.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, государственная пошлина в размере 3138 рублей 20 копеек подлежит взысканию с АО «Искра» в доход бюджета муниципального образования Ужурский район Красноярского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Ужурского района Красноярского края к Акционерному обществу «Искра» о взыскании расходов на тушение лесного пожара, удовлетворить.
Взыскать с Акционерного общества «Искра» (ОГРН 1022401092812, ИНН 2439001597) в пользу Российской Федерации в федеральный бюджет расходы на тушение лесного пожара в размере 97939 (девяносто семь тысяч девятьсот тридцать девять) рублей 85 копеек по следующим реквизитам: получатель: УФК по <адрес> (министерство лесного хозяйства <адрес>) ИНН 2463102814, КПП 246301001, банк получателя: единый казначейский счет №, номер казначейского счета № Отделение Красноярского Банка России/УФК по <адрес>, БИК 010407105, ОКТМО 04701000.
Взыскать с Акционерного общества «Искра» государственную пошлину в размере 3138 рублей 20 копеек в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.В. Жулидова
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 27 декабря 2023 года.