Дело №
УИД: 04RS0018-01-2023-003410-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Шатаевой Н.А., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению "Улан-Удэстройзаказчик", Муниципальному учреждению "Комитет по строительству Администрации <адрес>" об обязании обеспечить безопасность объектов незавершенного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц об обязании МУ "Улан-Удэстройзаказчик", МУ "Комитет по строительству Администрации <адрес>" обеспечить безопасность объектов незавершенного строительства (блок Б. В, Г,Д здания школы и трансформаторной подстанции), расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и кадастровым номером №, путем осуществления их сноса либо проведения консервации в порядке установленном градостроительным кодексом РФ, обязании МУ "Улан-Удэстройзаказчик" до осуществления сноса либо проведения консервации принять меры по ограничению несанкционированного доступа людей в помещения, расположенные по адресу: <адрес>, обязании МУ "Улан-Удэстройзаказчик» обеспечить выполнение работ по ограничению доступа в вышеназванные помещения через оконные и дверные проемы.
Исковые требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка по обращению Новоселовой И.А. о нарушении законодательства о безопасности на объекте незавершенного строительства (<адрес>). Установлено, что в собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» находится незавершенное строительство здания школы площадью 6 040,4 кв.м., количество этажей - 3, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Рядом с указанным объектом по этому же адресу находится незавершенное строительство трансформаторной подстанции площадью 53,1 кв.м., кадастровый №. Объекты незавершенного строительства состоят на балансе МУ «Улан- Удэстройзаказчик». Собственником данные помещения не эксплуатируются, консервация объектов и мероприятия по ограничению несанкционированного доступа на них не проведены. Вопреки требованиям закона о безопасности зданий собственником незавершенного строительства зданий школы и трансформаторной подстанции не приняты меры по обеспечению защищенности указанных объектов. Дверные и оконные проемы не заблокированы, территории объектов надлежащим образом не ограждены, из-за чего имеется фактическая доступность посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, лиц с криминальными наклонностями, на объекты незавершенного строительства, находящиеся вблизи образовательной организации с круглосуточным пребыванием обучающихся ГБОУ «Лицей-интернат №». Из заключения ООО «Сейсмострой» следует, что незавершенные строительством блоки школы выполнены с низким качеством строительно-монтажных работ, мероприятия по их консервации не выполнены, наличествует климатическая деструкция материалов конструктивных элементов, приведение технического состояния зданий к нормативному представляется трудноосуществимой и затратной задачей, наилучшим вариантом следует считать демонтаж незавершенных строительством зданий школы и подстанции. Согласно информации МУ «Улан-Удэстройзаказчик» от ДД.ММ.ГГГГ учреждение не имеет возможности обеспечить безопасность на объекте незавершенного строительства. В этой связи прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ по факту необеспечения безопасности на указанных объектах внесено представление первому заместителю мэра <адрес>. По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> направлен пакет документов для принятия решения о списании вышеуказанного муниципального имущества. После принятия положительного решения о списании имущества ДД.ММ.ГГГГ Комитетом направлено мэру <адрес> письмо о потребности дополнительных средств на ограждение территории и разработки проектно-сметной документации на снос существующего объекта по <адрес>. Однако безопасность на территории объектов незавершенного строительства не обеспечена, их снос либо ограждение территорий и помещений до настоящего времени не осуществлены. Как следует из информации Комитета от ДД.ММ.ГГГГ, разработан проект организации сноса, предусмотрены лимиты финансирования местного бюджета в размере 6 924,36 тыс. руб., проводится работа по подготовке документации к торгам по осуществлению сноса незавершенного объекта капитального строительства.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены ГБОУ «Лицей-интернат № для одаренных детей» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель истца Юрьева М.Н., действующая на основании доверенности уточнила исковые требования, просила обязать МУ "Улан-Удэстройзаказчик", МУ "Комитет по строительству Администрации <адрес>" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность объектов незавершенного строительства (блок Б. В, Г,Д здания школы и трансформаторной подстанции), расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и кадастровым номером 03:24:010944:74, путем осуществления их сноса либо проведения консервации в порядке, установленном градостроительным кодексом РФ. Обязать МУ "Улан-Удэстройзаказчик» обеспечить выполнение работ по ограничению доступа в вышеназванные помещения через оконные и дверные проемы. Решение суда в части ограничения доступа просила обратить к немедленному исполнению.
Представитель ответчика МУ «Комитет по строительству Администрации <адрес>» по доверенности Куренов А.Ю. исковые требования не признал. Пояснил суду, что со стороны Комитета по строительству были доведены бюджетные средства на снос, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет уведомил ответчика МУ «Улан-Удэстройзаказчик» об объявлении торгов, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, до этого срока должны были начать торги, чего не было сделано. Этот объект находится также на балансе у МУ «Улан-Удэстройзаказчик», что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Собственники, обязаны ограничить доступ от посторонних лиц, в данном случае требования должны быть предъявлены и удовлетворены только МУ «Улан-Удэстройзаказчик». В части полномочий Комитета, на которые ссылается прокурор п.3.1 Положения Комитета по строительству, Комитет их реализовывает через свое подведомственное учреждение МУ «Улан-Удэстройзаказчик».
Представитель ответчика МУ «Улан-Удэстройзаказчик» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица по доверенности Хамаганова Д.Д. исковые требования не признала. Пояснила, что только после определенных действий со стороны Комитета они могут обеспечить необходимые действия для ограничения доступа от посторонних лиц.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка по обращению Новоселовой И.А. о нарушении законодательства о безопасности на объекте незавершенного строительства (<адрес>).
В собственности муниципального образования городской округ «<адрес>» находится незавершенное строительство здания школы площадью 6 040,4 кв.м., количество этажей - 3, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. Рядом с указанным объектом по этому же адресу находится незавершенное строительство трансформаторной подстанции площадью 53,1 кв.м., кадастровый №.
Объекты незавершенного строительства состоят на балансе МУ «Улан- Удэстройзаказчик». Собственником данные помещения не эксплуатируются, консервация объектов и мероприятия по ограничению несанкционированного доступа на них не проведены.
В силу положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно- технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам. На органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления возлагается ответственность за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Применительно к объектам незавершенного строительства нормы безопасности для жизни и здоровья граждан и окружающей среды содержатся в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон №-ФЭ).
Согласно статье 35 Закона №-Ф3 консервация объекта, строительство которого не завершено, должна осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В силу части 1 статьи 37 Закона №-Ф3 при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Таким образом, собственник объекта недвижимости, в отношении которого прекращено строительство, обязан осуществить комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих с целью исключения возникновения угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Требования указанных выше нормативных правовых актов обязательны для исполнения всеми лицами независимо от организационно-правовой формы и их финансового состояния, поскольку приведение объекта незавершенного строительства в безопасное состояние и предотвращение вреда жизни и здоровью граждан относятся к вопросам безопасности и являются приоритетными, в связи с этим требуют принятие безотлагательных мер.
Учитывая, что объекты незавершенного строительства школы и трансформаторной подстанции находятся в муниципальной собственности, следовательно, именно на органах местного самоуправления <адрес> лежит обязанность по обеспечению безопасности и принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей внутрь спорного объекта.
В силу части 1 статьи 5 Закона №-Ф3 безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В соответствии с частью 2 статьи 5 указанного Федерального закона безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного закона перечни, или требований специальных технических условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с пунктом 6.2.2 строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятых и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Порядок консервации объекта капитального строительства установлен Правилами проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В пункте 2 Правил указано, что решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 9 указанных Правил в состав работ по консервации объекта входит выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных), монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов, принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Вопреки требованиям закона о безопасности зданий собственником незавершенного строительства зданий школы и трансформаторной подстанции не приняты меры по обеспечению защищенности указанных объектов. Дверные и оконные проемы не заблокированы, территории объектов надлежащим образом не ограждены.
Из заключения ООО «Сейсмострой» следует, что незавершенные строительством блоки школы выполнены с низким качеством строительно-монтажных работ, мероприятия по их консервации не выполнены, наличествует климатическая деструкция материалов конструктивных элементов, приведение технического состояния зданий к нормативному представляется трудноосуществимой и затратной задачей, наилучшим вариантом следует считать демонтаж незавершенных строительством зданий школы и подстанции.
Согласно информации МУ «Улан-Удэстройзаказчик» от ДД.ММ.ГГГГ учреждение не имеет возможности обеспечить безопасность на объекте незавершенного строительства.
В этой связи прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ по факту необеспечения безопасности на указанных объектах внесено представление первому заместителю мэра <адрес>.
По результатам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> направлен пакет документов для принятия решения о списании вышеуказанного муниципального имущества. После принятия положительного решения о списании имущества ДД.ММ.ГГГГ Комитетом направлено мэру <адрес> письмо о потребности дополнительных средств на ограждение территории и разработки проектно-сметной документации на снос существующего объекта по <адрес>.
Однако безопасность на территории объектов незавершенного строительства не обеспечена, их снос либо ограждение территорий и помещений до настоящего времени не осуществлены.
Как следует из информации Комитета от ДД.ММ.ГГГГ, разработан проект организации сноса, предусмотрены лимиты финансирования местного бюджета в размере 6 924,36 тыс. руб., проводится работа по подготовке документации к торгам по осуществлению сноса незавершенного объекта капитального строительства.
Таким образом, требования истца в части обязания обеспечить безопасность объектов незавершенного строительства и обязания обеспечить выполнение работ по ограничению доступа в вышеназванные помещения через оконные и дверные проемы, суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается, в том числе на ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон №-Ф3) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. При этом согласно пункту 1 статьи 5.2 данного Закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий.
К вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального городского округа.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона №-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данные положения свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления городского округа «<адрес>» обязанности принимать меры к выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Полномочия учредителя МУ «Улан-Удэстройзаказчик» от имени муниципального образования городской округ «<адрес>» осуществляет МУ «Комитет по строительству Администрации <адрес>» (далее - Комитет).
Из пунктов 1.1, 1.2 Положения о Комитете по строительству Администрации <адрес>, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), следует, что Комитет является структурным подразделением Администрации <адрес>, созданным для осуществления управленческих функций в сфере строительства, реконструкции объектов муниципальной собственности, а также капитального ремонта зданий, сооружений и иных объектов муниципальной собственности <адрес>, находящихся в казне муниципального образования, в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В силу пункту 3.1 Положения Комитет осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, организует работу по осуществлению сноса объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 2 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя. Поскольку объекты незавершенного строительства представляют опасность для жизни и здоровью граждан, в т.ч. несовершеннолетних, в связи с чем, суд считает необходимым решение суда обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению "Улан-Удэстройзаказчик", Муниципальному учреждению "Комитет по строительству Администрации <адрес>" удовлетворить.
Обязать МУ "Улан-Удэстройзаказчик", МУ "Комитет по строительству Администрации <адрес>" в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность объектов незавершенного строительства (блок Б. В, Г,Д здания школы и трансформаторной подстанции), расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и кадастровым номером №, путем осуществления их сноса либо проведения консервации в порядке установленном градостроительным кодексом РФ.
Обязать МУ "Улан-Удэстройзаказчик» обеспечить выполнение работ по ограничению доступа в вышеназванные помещения через оконные и дверные проемы.
Решение суда в части ограничения доступа подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, то есть путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.01.2024.
Судья Н.А. Шатаева
Верно: Судья Н.А. Шатаева
Секретарь: Е.Ц. Цырендашиева
Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское (административное) дело (материал) 2-3903/2023