<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ
Мамадышский районный суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи ФИО6.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Мамадышский муниципальный район» Республики Татарстан к ФИО1 о возмещении материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> Республики Татарстан в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании выписки из похозяйственной книги недействительной и признании права собственности на земельный участок отсутствующим, указывая на то, что в прокуратуру <адрес> Республики Татарстан из отдела МВД России по <адрес> поступили материалы проверки по факту незаконной выдачи главой Рагозинского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 выписки из похозяйственной книги о наличии у нее на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №. Согласно данной выписке из похозяйственной книги ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 2 858 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге №, лицевой счет №, с 1997 года по 2001 год Рагозинского сельского <адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании решения Совета местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанной выписки из похозяйственной книги, ФИО1 зарегистрировала права собственности на спорный земельный участок. Между тем из объяснений ФИО1, а также из постановления следователя СО отдела МВД России по <адрес> ФИО3 об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в похозяйственной книге № с 1997 года по 2001 год Рагозинского сельского поселения <адрес> Республики Татарстан по лицевому счету № записи от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у ФИО1 права собственности на указанный земельный участок, сделанной на основании решения Совета местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Таким образом, ответчик незаконно зарегистрировала право собственности на данный земельный участок. Действия ФИО1, выразившиеся в незаконной регистрации права собственности на земельный участок, нарушают права и охраняемые интересы муниципального образования «Омарское сельское поселение» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и неопределённого круга лиц, которые могли претендовать на получение прав на данный земельный участок законным способом, в том числе путем заключения договора купли-продажи либо аренды с уполномоченными органами местного самоуправления. Истец просит признать выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ № о наличии у ФИО1 права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, недействительной, признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное за ФИО1 на основании выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствующим, исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности за ФИО1 на указанный земельный участок.
В процессе рассмотрения дела прокурор <адрес> Республики Татарстан уточнил исковые требования, в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования «Мамадышский муниципальный район» Республики Татарстан просил взыскать с ФИО1 в пользу муниципального образования «Мамадышский муниципальный район» Республики Татарстан в возмещение материального ущерба 172394 рубля 56 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Татарстан ФИО4 исковые требования поддержал.
Представители Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Омарского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования признала.
Представитель третьего лица – Мамадышского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора ФИО4, ответчика, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как установлено статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 3 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ главой Рагозинского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 выдана выписка из похозяйственной книги №, согласно которой ФИО1. проживающей по адресу: <адрес>, Мамадышский муниципальный район, <адрес>, принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2858 кв. метров, с кадастровым номером №, назначение земельного участка: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге №, лицевой № с 1997 года по 2001 год Рагозинского сельского <адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании решения СМС № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании вышеуказанной выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировала право собственности на земельный участок общей площадью 2858 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес> (л.д. 10-13).
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка составляла 172394 рубля 56 копеек (л.д. 25-26).
Постановлением следователя СО отдела МВД России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по части 3 статьи 159 УК РФ на основании пункта 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, то есть в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В ходе доследственной проверки установлено, что ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, являясь должностным лицом – главой Рагозинского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в мае 2011 года, в силу своего должностного положения, изготовила выписку из похозяйственной книги за № от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у нее на праве собственности земельного участка общей площадью 2858 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № лицевой счет № с 1997 года по 2011 год Рагозинского сельского совета <адрес> Республики Татарстан сделана запись на основании решения СМС от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании указанной выписки ФИО1 на свое имя незаконно зарегистрировала право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, причинив материальный ущерб Исполнительному комитету Омарского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (Рагозинское сельское поселение ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме присоединения к Омарскому сельскому поселению) на общую сумму 172394 рубля 56 копеек.
Данным постановлением установлено, что опрошенная ФИО1 пояснила, что в должности главы Исполнительного комитета Рагозинского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ее должностные обязанности входило, в том числе распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Примерно в 2004 или 2005 году, когда с <адрес> Республики Татарстан семья Миндеровых переехала в <адрес> Татарстан, она совместно со своей семьей решила переехать в <адрес>. Каких-либо документов на данную квартиру не было. Примерно в мае 2011 года, точную дату и время не помнит, она решила оформить земельный участок вместе с данной квартирой. ДД.ММ.ГГГГ на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, подготовила выписку из похозяйственной книги на свое имя о том, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, которую она сама собственноручно подписала как глава Рагозинского сельского поселения, и поставила печать. Данную выписку зарегистрировала в журнале исходящих корреспонденций за номером 70 от ДД.ММ.ГГГГ. В фиктивной выписке из похозяйственной книги ФИО1 указала вымышленный лицевой счет №. В Рагозинском сельском поселении какого-либо решения совета местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ, которое указано ФИО1 в фиктивной выписке из похозяйственной книги, не имеется и не имелось, эта запись придуманная и вписанная ей при совершении преступных действий. Примерно в сентябре 2011 года она вызвала кадастрового инженера, который производил замер земельного участка и определил границы.
Таким образом, ФИО1, занимая должность главы муниципального образования "Рагозинское сельское поселение" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, являясь должностным лицом, подготовила выписку из похозяйственной книги, содержащую заведомо ложные сведения о принадлежности ей земельного участка с кадастровым номером №, стоимостью 172394 рубля 56 копеек, и подписала её, в связи с чем, данный земельный участок выбыл из муниципальной собственности в отсутствие на то правовых оснований.
В силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном случае суд считает возможным принять признание иска, так как это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Заявленное прокурором требование основано на причинении материального ущерба в результате преступления, оно является деликтным (обязательство вследствие причинения вреда). Установив наличие обязательных условий наступления деликтной ответственности, учитывая, что ФИО1 не представлены безусловные доказательства отсутствия ее вины, суд приходит к выводу о том, что возмещение ущерба в размере 172394 рубля 56 копеек следует возложить на ответчика, поскольку по настоящему делу является доказанной вся совокупность условий для наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный муниципальному бюджету.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «Мамадышский муниципальный район» в размере 4647 рублей 89 копеек.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ФИО1 (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>) в пользу муниципального образования «Мамадышский муниципальный район Республики Татарстан» (ИНН №) в возмещении материального ущерба 172394 (Сто семьдесят две тысячи триста девяносто четыре) рубля 56 копеек.
Взыскать с ФИО1 (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>) государственную пошлину в соответствующий бюджет в размере 4647 (Четыре тысячи шестьсот сорок семь) рублей 89 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>