УИД 25RS0023-01-2023-000072-91 дело № 2-59/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2023 года пгт. Ольга
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Филатовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Находкинского транспортного прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов Голышевской Е.Ю. к Акционерному обществу «Ольгалес» о возложении обязанности проиндексировать заработную плату,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Находкинского транспортного прокурора, выступая в защиту прав Голышевской Е.Ю., обратился в Ольгинский районный суд Приморского края с настоящим иском к АО «Ольгалес», указав в его обоснование, что в ходе проведенной по коллективному обращению работников АО «Ольгалес» проверки исполнения требований трудового законодательства установлено, что приказом генерального директора АО «Ольгалес» от 17.12.2018 № 61 утверждено положение об оплате труда работников АО «Ольгалес», пунктом 7.2 которого предусмотрена ежегодная индексация заработной платы работников (не позднее 01 февраля) для всех работников Общества путем повышения тарифных ставок (должностных окладов), в размере не меньше, чем прогнозируемый процент инфляции, в соответствии с официальными данными Росстата. В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, Федеральной службой государственной статистики ежегодно разрабатывается показатель «Индекс потребительских цен», который используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации. Согласно опубликованным данным на официальном сайте Росстата индекс потребительских цен на товары и услуги в 2020 году составил 104,9 %, в 2021 году - 108,4 %. В нарушение ст. ст. 22, 130, 134 ТК РФ, п. 7.2 Положения об оплате труда АО «Ольгалес» индексация заработной платы работников за 2020 и 2021 годы не проводилась. Таким образом, АО «Ольгалес» не соблюдаются требования трудового законодательства, что нарушает права работников. В связи с выявленными нарушениями 17.03.2022 Находкинской транспортной прокуратурой генеральному директору АО «Ольгалес» внесено представление об устранении нарушений. Несмотря на принятые меры АО «Ольгалес» нарушения в настоящее время не устранены, индексация заработной платы работников не проведена. 24.06.2022 в Находкинскую транспортную прокуратуру обратились работники АО «Ольгалес», в том числе Голышевская Е.Ю. с заявлением об обращении в суд в защиту её нарушенных прав и законных интересов в связи с непроведением работодателем индексации заработной платы за 2020-2021 годы. Установлено, что с 01.08.2018 Голышевская Е.Ю. осуществляет трудовую деятельность ОАО «Ольгалес» в соответствии с приказом о приеме работника на работу от 01.08.2018 №, трудовым договором от 01.08.2018 № и дополнительными соглашениями к нему и занимает должность начальника отдела кадров. Поскольку индексация заработной платы в период трудовой деятельности указанного работника за 2020-2021 годы не проводилась, и.о. Находкинского транспортного прокурора просит обязать АО «Ольгалес» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выплатить Голышевской Е.Ю. доначисленную в результате индексации за период с 2020 по 2021 гг. заработную плату в размере 35 250 руб.
В судебное заседание представитель Находкинской транспортной прокуратуры, Голышевская Е.Ю., а также представитель ответчика АО «Ольгалес» не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 ГПК РФ, согласно сформированным с официального сайта «Почта России» отчетам об отслеживании почтовых отправлений, АО «Ольгалес» получило судебное извещение 03.03.2023 (почтовый идентификатор 69246081150194), Находкинская транспортная прокуратура - 06.03.2023 (почтовый идентификатор 69246081150187). Транспортный прокурор Дремов С.Ф. направил ходатайство о рассмотрении гражданского дела № 2-59/2023 в отсутствие представителя Находкинской транспортной прокуратуры. От представителя ответчика ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступило, сведений об уважительности причин неявки не представлено. При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с декабря 2018 года в Акционерном обществе «Ольгалес» действует Положение об оплате труда работников АО «Ольгалес», пунктом 7.2 которого предусмотрена ежегодная индексация заработной платы (не позднее 01 февраля) для всех работников Общества путем повышения тарифных ставок (должностных окладов) в размере не меньше, чем прогнозируемый процент инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.
В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, Федеральной службой государственной статистики ежегодно разрабатывается показатель «Индекс потребительских цен», который используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации.
Согласно опубликованным данным на официальном сайте Росстата индекс потребительских цен на товары и услуги в 2020 году составил 104,9 %, в 2021 году - 108,4 %.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Голышевская Е.Ю. в спорный период исполняла трудовые обязанности в АО «Ольгалес», а именно в соответствии с приказом о приеме работника на работу от 01.08.2018 № трудовым договором от 01.08.2018 № и дополнительными соглашениями к нему, в должности начальника отдела кадров.
Поскольку работодателем индексация заработной платы работников АО «Ольгалес» в 2020 и 2021 г.г. не производилась, 24.06.2022 работники АО «Ольгалес», в том числе Голышевская Е.Ю., обратились в Находкинскую транспортную прокуратуру за защитой своих прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим
из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями, локальными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статьей 9 ТК РФ предусмотрено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии с абз. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
Статья 22 ТК РФ определяет, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в РФ, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными трудовыми договорами и соглашениями.
В силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ч.ч. 1-6 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и в силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 913-О-О, от 17.07.2014 № 1707-О, от 19.11.2015 № 2618-О).
Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что статьей 134 Трудового кодекса РФ установлена императивная обязанность работодателей, в том числе и не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности. При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования устанавливается коллективным трудовым договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работника, так и для работодателя. Трудовой кодекс РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности. То есть, работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.
25.04.2022 генеральным директором АО «Ольгалес» издан приказ № 10 «О проведении индексации заработной платы», которым определено с 01.07.2022 провести индексацию должностных окладов всех работников АО «Ольгалес», установить коэффициент индексации равным 8 %.
20.06.2022 АО «Ольгалес» в порядке ст. 134 ТК РФ произведен расчет индексации заработной платы за 2020, 2021 г.г., в соответствии с которым фактически начисленная Голышевской Е.Ю. зарплата в 2020 году составила 293 927, 76 руб., с учетом индексации составит 308 330, 22 руб., к доплате за 2020 год до 104,9% - 14 402, 46 руб.; в 2021 году фактически начисленная заработная плата составила 306 333, 15 руб., с учетом индексации составит 332 065, 14 руб. к доплате за 2021 год до 108,4 % - 20 847, 54 руб. итого за два года – 35 250 руб.
Представленный ответчиком расчет индексации заработной платы указанного работника составлен в соответствии с официальными данными Росстата об индексе потребительских цен на товары и услуги в 2020 году (104,9 %) и в 2021 году (108,4 %).
Согласно ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере.
Поскольку факт неисполнения ответчиком предусмотренной законом и Положением об оплате труда обязанности по проведению индексации выплачиваемой работникам заработной платы, нашел свое подтверждение, суд находит рассматриваемые исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в бюджет Ольгинского муниципального округа Приморского края государственная пошлина в размере 1257 руб. 50 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. Находкинского транспортного прокурора, заявленные в защиту прав и законных интересов Голышевской Е.Ю. к Акционерному обществу «Ольгалес» о возложении обязанности проиндексировать заработную плату – удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Ольгалес» (ИНН 2523000591) в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу выплатить Голышевской Е.Ю., <данные изъяты> доначисленную в результате индексации за период с 2020 по 2021 г.г. заработную плату в размере 35250 (тридцать пять тысяч двести пятьдесят) рублей.
Взыскать с Акционерного общества «Ольгалес» (ИНН 2523000591) в доход бюджета Ольгинского муниципального округа Приморского края государственную пошлину в размере 1257 (одна тысяча двести пятьдесят семь) рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.А. Филатова
Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2023 года
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 года