Дело № 2-1557/2023
УИД 75RS0002-01-2023-002831-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Андриевской А.Г.,
при секретаре Локотаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», МБОУ «СОШ №» о возложении обязанности оборудовать вход в помещение пандусом,
установил:
заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы обратилась в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Беляковой А.С. по нарушения прав ребенка-инвалида на доступные условия образования. В 2019 г. в рамках исполнения государственной программы «Доступная среда» приобретено мобильное подъемное устройство - ступенькоход «Пума- Уни» для подъема инвалидов-колясочников по лестницам. Вместе с тем, указанная мера обеспечения доступа инвалидов в образовательное учреждение не согласована с Забайкальской региональной организацией общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения закреплены в «СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 3501-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр, в соответствии с п.5.1.14 которого у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м. Требования к обустройству пандуса урегулированы пунктами 5.1.14-5.1.18 СП 59.13330.2020. Неисполнение обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту социального назначения существенным образом нарушает право людей с ограниченными возможностями на доступность, в том числе право несовершеннолетних на доступные условия образования. МБОУ «СОШ №14» несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа «Город Чита», от имени которой действует комитет образования администрации городского округа «Город Чита». Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета ГО «Город Чита». Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В ходе проверки установлено, что вход в образовательное учреждение оборудован лестницей, при этом пандус для обеспечения доступа инвалидов в здание школы отсутствует. Устранить вышеуказанные нарушения администрация МБОУ «СОШ №» самостоятельно не имеет реальной возможности, поскольку является учреждением, финансируемым учредителем из местного бюджета. Администрация ГО «Город Чита» не обеспечила финансирование вышеуказанного мероприятия. Просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» обеспечить финансирование мероприятий по установке у внешних лестниц здания МБОУ «СОШ №» пандуса, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №» в течение 3 месяцев после получения финансирования принять меры, необходимые для установки у внешней лестницы здания МБОУ СОШ № пандуса, отвечающего требованиям пунктов 5.1.14-5.1.18 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Ингодинского района г. Читы Полуэктова А.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске, не возражала против предоставления срока для установки пандуса до 01.09.2024 года.
Представитель ответчиков и третьего лица Комитета образования городского округа «Город Чита» с иском не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва, указывала на то, что финансирование на указанные цели в бюджете на 2023 не предусмотрено, просила в удовлетворении иска отказать. Вместе с тем, в случае, если суд удовлетворит исковые требования, полагала необходимым предоставить срок для установки пандуса до 01.09.2024, поскольку местный бюджет утверждается в декабре текущего года, ремонтные работы ведутся в летнее время.
Выслушав стороны, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Общеобразовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования относится к образовательным организациям.
В соответствии с п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.
Согласно п. 5.1.15 СП 59.13330.2020 на участках пешеходных путей с максимальной расчетной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину прохожей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчету согласно СП 42.13330 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м, а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч - не менее 1,8 м.
В соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 x 1,8 м; при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 x 1,5 м.
Согласно п.5.1.17 СП 59.13330.2020 поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм. При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения - 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.
В соответствии с п.5.1.18 СП 59.13330.2020 перед уклонами, лестницами и пандусами дренажные решетки водостоков, дождеприемников, водоотводных (сточных) лотков, приствольные решетки для зеленых насаждений, люки и крышки коммуникаций любого назначения следует размещать за пределами габаритов прохожей части пешеходных путей. Допускается устанавливать отсекающие решетки (перпендикулярные пешеходному пути). Ширина просветов ячеек решеток не должна превышать 13 мм. Диаметр круглых ячеек в решетках не должен превышать 18 мм. Ребра жесткости крышек люков и иные конструктивные элементы на их поверхности должны иметь высоту не более 5 мм.
Не оспаривалось сторонами, что вход в «СОШ №» оборудован лестницей, при этом пандус для обеспечения доступа инвалидов в здание школы отсутствует. Указанное обстоятельство подтверждается комиссионным актом обследования от 08.02.2023.
Доказательств выполнения требований прокурора о монтаже пандуса, не представлено.
При этом наличие в «СОШ №» мобильного подъёмного устройства – ступенькохода «ПУМА-УНИ» для подъема инвалидов-колясочников по лестницам, и пандуса перекатного, не исключает обязанности ответчика по оборудованию пандуса, отвечающего требованиям СНиП.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В связи с чем, на «СОШ №» подлежит возложение обязанности по оборудованию пандусом входа в здание образовательного учреждения.
В соответствии с требованиями п. 1.4 учредителем является городской округ «Город Чита». Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа «Город Чита», от имени которой действует комитет образования администрации городского округа «Город Чита».
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета ГО «город Чита». Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем ил приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 7.2 Устава «СОШ №»).
Устранить вышеуказанные нарушения администрация МБОУ «СОШ №» самостоятельно не имеет реальной возможности, поскольку является учреждением, финансируемым учредителем из местного бюджета. Администрация городского округа «<адрес>» не обеспечила финансирование вышеуказанного мероприятия.
При этом социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Чита» провести в срок до 01 июня 2024 года организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству пандусом здание школы МБОУ СОШ №.
Руководствуясь статьями 194, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░ №» ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5.1.14-5.1.18 ░░ 59.13330.2020 ░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ 3501-2001», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30.12.2020 № 904/░░, ░ ░░░░ ░░ 01.06.2024.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №» ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ № ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5.1.14 - 5.1.18 ░░ 59.13330.2020 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 3501-2001», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30.12.2020 № 904/░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.08.2023 ░░░░.