Дело № 2-160/2023
УИД 70RS0015-01-2023-000208-49
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 мая 2023 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,
при секретаре Артюковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области к Обществу с ограниченной ответственности «Агрокомплекс» о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить противоправные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, действуя в интересах неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с иском к ООО «Агрокомплекс» в котором просит признать незаконными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выражающиеся в реализации табачной продукции, в части повторной реализации одного и того же экземпляра товара; обязать ООО «Агрокомплекс» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выражающиеся в реализации табачной продукции, в части повторной реализации одного и того же экземпляра товара.
В обоснование заявленного требования указано, что в ходе наблюдения за соблюдением требований законодательства в отношении ООО «Агрокомплекс» были выявлены нарушения, заключающиеся в повторной реализации товара, маркированного средствами идентификации, а именно повторная продажа сигарет марки <данные изъяты>, код товара: №, код идентификации:№ (чек на реализацию №), чек первой продажи № по адресу: <адрес>. По результатам анализа информации в ГИС МТ по ООО «Агрокомплекс» за период с 20 апреля 2023 года по 27 апреля 2023 года, выразившихся в Акте по результатам соблюдения обязательных требований от 27 апреля 2023 года установлено, что в данный период ООО «Агрокомплекс» продолжались соответствующие действия. Выявлено 9 фактов повторных продаж с одним и тем же кодом в отношении следующих товаров: 16 апреля 2023 года сигареты <данные изъяты> и сигареты <данные изъяты>, 26 апреля 2023 года – сигареты <данные изъяты>. Таким образом установлено, что ООО «Агрокомплекс» допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере. Юридическое лицо имело все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также для устранения допущенных нарушений.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области Юркова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, дело просила рассмотреть в отсутствие представителя, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Агрокомплекс» Сергеев С.И. в судебное заседание не явился, предоставил в суд заявление, в котором признал исковые требования в полном объеме.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с абзацем 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322.
Согласно п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 – 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 года N 515, участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 вышеуказанных Правил).
При этом в силу п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв.Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 года N 515, под выводом товаров из оборота понимается, в том числе, реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации", сигареты и папиросы подлежат обязательной маркировке с 01 марта 2019 года.
В соответствии с п. 4 Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 года N 224 "Об утверждении Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции", участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу табачной продукции: осуществляют свою регистрацию в информационной системе мониторинга до 30 июня 2019 г. (включительно) либо после 30 июня 2019 г. в течение 7 календарных дней со дня возникновения у участника оборота табачной продукции, осуществляющего розничную продажу табачной продукции, необходимости осуществления деятельности, связанной с розничной продажей табачной продукции; вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении розничной продажи табачной продукции в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с 1 июля 2019 г., в отношении всех действий по обороту табачной продукции с 1 июля 2020 г.
Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенном на упаковку табачной продукции или на этикетку (п.41 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 года N 224).
Согласно пунктам 87-89 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 года N 224, для дальнейшего оборота табачной продукции, ранее выведенной из оборота, заинтересованный участник оборота табачной продукции выполняет повторный ввод этой продукции в оборот. Для повторного ввода в оборот табачной продукции участник оборота табачной продукции направляет оператору уведомление о восстановлении в обороте табачной продукции, которое должно содержать следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика заявителя; реквизиты документа, на основании которого осуществляется повторный ввод в оборот табачной продукции; коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации упаковок табачной продукции; причина повторного ввода в оборот табачной продукции, в том числе: ввод в оборот табачной продукции, ранее выведенной из оборота путем розничной реализации; ввод в оборот конфискованной табачной продукции; ввод в оборот табачной продукции при обнаружении излишков; иная причина. Уведомление направляется оператору в срок не более 3 рабочих дней со дня приобретения заявителем табачной продукции либо возникновения оснований для повторного ввода табачной продукции в оборот.
Судом установлено, что ООО «Агрокомплекс» зарегистрировано в качестве юридического лица, с видами деятельности в том числе – розничная торговля, что подтверждается выпиской из ЕГРЮП.
В соответствии с актом по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований от 01 февраля 2023 года, составленным главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Т., проведено контрольное мероприятие проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в Государственной информационной системе мониторинга товаров в сети Интернет. В ходе наблюдения выявлен факт повторной продажи у одного продавца (ООО «Агрокомплекс») 29 января 2023 года по <адрес>, табачной продукции (сигареты <данные изъяты>) с кодом маркировки (средством идентификации), (чек на реализацию №), что не соответствует Правилам маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 года N 224.
Указанный факт подтверждается сведениями официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в ГИС МТ.
На основании проведенных мероприятий в отношении ООО «Агрокомплекс» вынесено предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № от 01 февраля 2023 года.
Кроме того, 27 апреля 2023 года главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области Т., составлен акт по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований в соответствии с которым в ООО «Агрокомплекс» выявлено 9 фактов повторных продаж с одним и тем же кодом в отношении следующих товаров: 16 апреля 2023 года сигареты <данные изъяты> (4 факта), 16 апреля 2023 года сигареты <данные изъяты> (4 факта), 26 апреля 2023 года – сигареты <данные изъяты>, что также скриншотами страниц с ГИС МТ.
Поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара свидетельствует, что ООО «Агрокомплекс» реализует товары с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
По существу заявленных исковых требований представитель ответчика не отрицал, что допускалась продажа товаров с использованием одних и тех же кодов идентификации. Вместе с тем, каких-либо доказательств наличия у ответчика уважительных причин, допущенных нарушений, а также действий по устранению выявленных нарушений в настоящее время суду не представлено, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Действия ответчика по продаже товаров под одним и тем же кодом идентификации нарушают права неограниченного круга потребителей, и подлежат устранению путем возложения обязанности не допускать повторную реализацию товара, ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░