Мотивированное решение изготовлено 04.12.2023
66RS0006-01-2023-003291-10
2-4349/2023
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Екатеринбург 27.11.2023 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Павловой Н.С., при секретаре Тимерхановой И. Н., с участием представителя истца, представителя ответчика, представителя соответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» об устранении повреждений, восстановлении бортового камня проезжей части,
установил:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения, указав, что в результате проверочных мероприятий установлено ненадлежащее содержание состояния проезжей части на участке автодороги по ул. Красных борцов, 15 в г. Екатеринбурге в виде выбоины размером 0,6 м х 1,3 м, глубиной 10 см, а также дефекты бортового камня в виде разрушения, что может явиться причиной дорожно-транспортных происшествий, ставит под угрозу жизнь и здоровье неограниченного круга лиц. Просил обязать Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга устранить повреждение в виде выбоины, восстановить бортовой камень проезжей части.
В ходе судебного разбирательства прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ иск уточнил, в том числе по кругу ответчиков, с учетом уточнений просил обязать Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга устранить повреждение в виде выбоины возле многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красных Борцов, 15; обязать Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, Орджоникидзевский «ДЭУ» восстановить бортовой камень проезжей части по ул. Красных Борцов, 15 (от начала дома № 25 до конца дома), протяженностью 62 метра.
27.11.2023 прокурор уточненный иск поддержал.
Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга действующая по доверенности Закирова Я. С. иск не признала, пояснила, что Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ремонт и содержание улично-дорожной сети осуществляет МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» на основании муниципального задания, дополнительно указала, что 28.02.2023 Администрацией города Екатеринбурга выдано разрешение < № > заказчику МУП «Водоканал» на производство земляных работ, связанных с аварийным ремонтом участка сети водопровода на проезжей части по ул. Красных борцов в районе домов 6-12 в период с 27.02.2023 по 15.03.2023.
Представитель соответчика МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» действующая по доверенности Павлова Э. В. исковые требования прокурора не признала, представила письменный отзыв, в котором также указала, что МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку мероприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения в силу п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Полагает, что установленные дефекты проезжей части возникли в результате некачественного выполнения земляных работ по ремонту сети водопровода на спорном участке проезжей части со стороны МУП «Водоканал».
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора МУП «Водоканал» действующий по доверенности Зыбин Д. М. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором полагал, что ответственность за устранение указанных недостатков проезжей части должна быть возложена на МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ», которому переданы полномочия по содержанию дорог. Кроме того, указал, что в период с 27.02.2023 по 15.03.2023 на основании разрешения Администрации города Екатеринбурга < № > от 28.02.2023 на производство земляных работ МУП «Водоканал» производились земляные работы, связанные с аварийным ремонтом участка сети водопровода по адресу: ул. Красных борцов, 6-12. Фактическое расположение раскопок производилось в двух местах: напротив въезда во двор дома № 6 по ул. Красных борцов и на перекрестке улиц Красных борцов, 12-Калинина.
Представитель третьего лица Администрации города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Суд на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных участников процесса.
Оценив доводы иска, возражения ответчиков, письменные пояснения третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1, 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 данного Закона). При этом, как следует из пункта 7 данной статьи, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 части 2 статьи 9 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" о полномочиях органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно статье 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог (по дорожным одеждам) входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (абзац "в" подпункта 2 пункта 6).
Согласно п. п. 5.2.4, п. п. 5.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, дорожные ограждения и бортовой камень также не должны иметь дефектов в виде его отсутствия.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 9 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" к вопросам местного значения указанного муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела на участке проезжей части автодороги по ул. Красных борцов, 15 в г. Екатеринбурге имеются дефекты в виде выбоины размером 0,6 м х 1,3 м, глубиной 10 см, а также дефекты бортового камня в виде разрушения, протяженностью 62 метра, что подтверждается протоколом осмотра проезжей части < № >, составленного старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела Госавтоинспекции УМВД России по г. Екатеринбургу Я.А.И., а также протоколом осмотра < № > от 31.10.2023.
При этом, судом отклоняется ссылка ответчика МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» на акт выполненных работ по ремонту объектов улично-дорожной сети территории Орджоникидзевского района в 2023 году, согласно которому в апреле 2023 года выполнен аварийно-восстановительный ремонт в виде заброски ям холодным асфальтом на участке дороги по ул. Красных борцов, поскольку не конкретизирован перечень дефектов, не представлены фотографии к акту выполненных работ, а также не опровергает наличие дефектов на момент рассмотрения дела.
Таким образом, выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в виде повреждения проезжей части по ул. Красных борцов, 15 в г. Екатеринбурге нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Ссылка ответчика о том, что разрушение произошло по вине МУП «Водоканал» не нашла своего подтверждения в ходе исследования доказательств, поскольку земляные работы в период с 27.02.2023 по 15.03.2023 производились МУП «Водоканал» по иному адресу, не относимому к заявленному месту повреждений проезжей части. Результаты работ приняты МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» без замечаний.
Возлагая обязанность по устранению повреждений проезжей части на Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга и МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» суд исходит из того, что обязанность по приведению в надлежащее состояние в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа возложена на администрацию г. Екатеринбурга, которая, в свою очередь, в названных целях делегировала данные полномочия районной администрации и создало МБУ "Орджоникидзевский ДЭУ", на обслуживание которым переданы требующая ремонта автомобильная дорога по ул. Красных Борцов.
Так, на основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от 22.12.2022 < № > о закреплении за администрациями районов и муниципальными заказчиками объектов улично-дорожной сети и объектов зеленого хозяйства для организации их содержания в 2023 году и Перечню объектов улично-дорожной сети за администрацией Орджоникидзевского района города Екатеринбурга закреплена автомобильная дорога по ул. Красных борцов, в связи с чем доводы об отсутствии у Администрации Орджоникидзевского района полномочий по содержанию объектов улично-дорожной сети отклоняются.
На основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от 02.02.2023 < № > о закреплении за МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» объектов улично-дорожной сети и объектов зеленого хозяйства для организации их содержания в 2023 году и Перечню объектов улично-дорожной сети за МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» закреплена автомобильная дорога по ул. Красных борцов, в связи с чем доводы МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» о ненадлежащем ответчике по делу также отклоняются.
С учетом предусмотренного бюджетным законодательством порядка формирования бюджета и выделения целевых бюджетных ассигнований, а также исходя из необходимости реального исполнения судебного акта, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков суд устанавливает срок устранения повреждений не позднее 15.10.2024 года.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга (ИНН 6663019984), МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ» (ИНН 6608001915) не позднее 15.10.2024 устранить повреждение проезжей части в виде выбоины возле многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красных Борцов, 15, восстановить бортовой камень проезжей части по ул. Красных Борцов, 15 (от начала дома № 25 до конца дома), протяженностью 62 метра.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: Н.С. Павлова