Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 июля 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Гордановой М.М.,
с участием представителя ответчика Плиева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пятаевой Л. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере,
установил:
Истцу на основании ее заявления по достижении пенсионного возраста Отделением Пенсионного фонда России по <адрес> была проведена проверка представленных ею документов, по результатам которой принято решение о назначении пенсии. Согласно данному решению мне назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ, бессрочно. С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии снижена. До декабря 2022 года размер ее пенсии, которая увеличивалась в связи с инфляционными процессами в стране составлял 35856 16 копеек. С ДД.ММ.ГГГГ размер ее пенсии без ее ведома и согласия, без объяснения причин снижен до 28783 рубля 12 копеек. По этой причине она подала заявление в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в котором просила предоставить в письменной форме разъяснения о причинах и основаниях снижения размера ее пенсии. На свое заявление она получила письмо ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №АК06-01/3515л из которого следует, что, рассмотрев Ваше устное обращение, по вопросу пенсионного обеспечения, сообщаем следующее.
Вы являетесь получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При установлении страховой пенсии, учтенный стаж составляет- 30 лет 11мес.10дн., в том числе стаж в советский период до 1991 года-23года 04мес.16дн.
Сведения о заработной плате учтены за период с 01.05.1987г. по 30.03.1988г., где отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране за соответствующий период составил-1,411, при максимальном ограничении-1,2,
Проведена валоризация за советский стаж, ежегодно проводится плановая индексация пенсий и ежемесячной денежной выплаты.
До 01.01.2023г. размер страховой пенсии по старости был установлен и выплачивался исходя из отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за этот же период с учетом ограничения 1,2.
Размер страховой пенсии по старости по состоянию на 31.12.2022г. составлял 35856руб:16коп., в том числе:
- 13377руб.07коп. - страховая пенсия;
- 16848руб.39коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии инвалида Пой группы с учетом иждивенца-инвалида Пой группы - Гандалоевой Л. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- 4430руб.70коп. - ежемесячная денежная выплата как инвалиду 1-ой группы с учетом полного отказа от набора социальных услуг;
- 1200руб.00коп. - компенсационная выплата по уходу.
В период с 2022 года Ревизионной комиссией ПФР (с ДД.ММ.ГГГГ - СФР) проводились мероприятия по проверке правильности и обоснованности установления пенсий.
В связи с тем, что в Вашем выплатном электронном деле отсутствуют документы, подтверждающие факт работы и обоснованность выдачи справки о заработной плате, с ДД.ММ.ГГГГ из расчета Вашей пенсии исключены представленные сведения о заработной плате за период с 01.05.1987г. по 30.03.1988г.
На текущую дату с учетом проведенных индексаций пенсий и ежемесячной денежной выплаты, Ваш общий размер материального обеспечения составляет - 28783руб. 12коп., в том числе:
- 3276руб.89коп. - страховая пенсия;
-18981руб.39коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии инвалида Вой группы с учетом иждивенца-инвалида 1-ой группы - Гандалоевой Л. М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
- 5324руб.84коп. - ежемесячная денежная выплата как инвалиду 1-ой группы с учетом полного отказа от набора социальных услуг.
- 1200руб.00коп. - компенсационная выплата по уходу.
Просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившееся в снижении размера пенсии и обязать возобновить ей выплату пенсии со дня его снижения в прежнем размере.
Истица, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Ответчик просил отказать в требовании.
ОСФР по <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе в порядке части 2.1 статьи 113 ГПК РФ и п. 3 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ (надлежащее извещение лица, участвующего в деле, и других участников процесса при извещении представителя лица, участвующего в деле), в суд не явились, своих представителей не направили.
Заслушав объяснения стороны, исследовав письменные материалы дела, установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 6 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Указанные положения закона относятся в равной степени к гражданам и органам местного самоуправления, участвующим в деле в качестве сторон спора.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведённой в части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчёте размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), и жалобами ряда граждан").
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-11-К7. Тем самым, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.
Положениями ч. 9 ст. 21 ФЗ № предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктами 63-66 Правил предусмотрено, что выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.
Выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России полномочия по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по <адрес>.
Как следует из пенсионного дела Пятаевой Л.В., и установлено судом Пятаева Л.В. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
В пенсионном деле имеются документы, подтверждающий стаж работы для назначения пенсии, а также справки о заработной плате, необходимые для установления размера пенсии по старости, выданные соответствующими организациями, где истица осуществляла свою трудовую деятельность.
Ответчиком не представило никаких доказательств правомерности снижения размера пенсии Пятаевой Л.В., а в представленном пенсионном деле отсутствуют такие доказательства.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по старости, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости. В частности, до принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по старости. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности представленных сведений о заработной плате у гражданина не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по старости.
В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Также суд находит обоснованными требования истца об обращении решения суда в части возобновления выплат к немедленному исполнению по следующим основаниям.
Согласно ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Исчерпывающий перечень подлежащих немедленному исполнению судебных актов, приведен в ст. 211 ГПК РФ.
В то же время согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая имущественное положение истца, ее жизненную ситуацию, социальную значимость для нее присужденных выплат, а также отсутствие неблагоприятных последствий для ответчика немедленным исполнением судебного акта, суд считает возможным обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Пятаевой Л. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения о перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере удовлетворить в полном объеме.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о снижении размера пенсии Пятаевой Л. В. незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить Пятаевой Л. В. выплату пенсии со дня его снижения в прежнем размере с последующей индексацией.
Решение суда в части возобновления пенсии в прежнем размере подлежит к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна. Судья