Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3376/2023 ~ М-4054/2023 от 16.08.2023

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 09 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-3376/2023

(43RS0002-01-2022-005925-73)

Октябрьский районный суд г.Кирова в составе:
председательствующего судьи Кулик Е.А.,
при секретаре судебного заседания Турушевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой С.В. к Министерству финансов Кировской области о взыскании компенсации расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления, электроснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Казакова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании компенсации расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления, электроснабжения. В обоснование указала, что с 01.04.1992 года по 31.05.2017 года работала в КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» в должности фельдшера. С 01.06.2017 года по настоящее время работает фельдшером скорой медицинской помощи в Юрьянком отделении скорой медицинской помощи (п.Мурыгино) КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова». С 07.12.1993 прописана и проживает по адресу: <данные изъяты>. За период с 01.06.2020 по 31.05.2023 года за коммунальные услуги и найм жилого помещения истцом было уплачено 156 480, 08 руб.: за отопление – 112 546,33 руб., за электроэнергию -24 879,53 руб., за найм жилого помещения – 19 054,22 руб. В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 года истцу была выплачена компенсация 13 786 руб. Просит взыскать с Министерству финансов Кировской области на основании ст.6 Закона Кировской области 267-ЗО от 03.11.2004 года расходы в размере 142 694,08 руб. – разницу между уплаченными истцом денежными средствами за наем жилого помещения, отопления, электроснабжения и выплаченной компенсацией.

Истец Казакова С.В. в судебном заседании доводы иску поддержала, просила требования удовлетворить.

Ответчик министерство финансов Кировской области представителя в судебное заседание не направило, извещено.

Представители третьих лиц КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе», КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова» в судебное заседание не явилсь, извещены, направили отзывы.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец имеет среднее специальное образование по специальности фельдшер, что подтверждается копией диплома РТ № 253217, выданного 25.02.1992 Котельничским медицинским училищем Кировской области.

01.04.1992 года истец Казакова С.В. (Стрелкова) принята на работу фельдшером на Гирсовский ФАМ Юрьянской центральной районной больницы, 01.06.2001 года переведена на должность заведующей Гирсовсим ФАП, 13.06.2007 года уволена переводом в МУЗ «Мурыгинская участковая больница, 06.11.2012 года трудовой договор расторгнут по соглашению сторон. 19.11.2012 года принята на должность заведующей ФАП на Ложкарский ФАП КОГБУЗ «Юрьянская центральная районная больница», 19.12.2012 года переведена на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи ГГТ Мурыгино, 01.06.2017 года принята в порядке перевода из КОГБУЗ «Юрьянская центральная районная больница»на должность фельдшера скорой медицинской помощи в филиал подстанции № 66 (пгт.Мурыгино), с 01.01.2018 года филиал подстанции № 66 (пгт.Мурыгино) переименован в Юрьянское отделение скорой медицинской помощи, в котором истец продолжает работать по настоящее время.

Казакова С.В проживает по адресу: <данные изъяты> на основании договора социального найма № 125 от 16.12.2011 года.

Казаковой С.В. в период до 01.01.2005 предоставлялись льготы как медицинскому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

Согласно пп. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Ранее, в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

С 22.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 и ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанным законом с 01.01.2012 Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями ч. 1 ст. 160 ЖК о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления 01.01.2005 в силу Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с 01.01.2005 правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в ч. 2 ст. 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.

Согласно правовым позициям Конституционного суда РФ, неоднократно изложенной в определениях данного суда (от 12.07.2006 № 375-О, от 04.12.2007 № 947-О-П, от 07.02.2008 № 383-О-П) Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (п. 50 ст. 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ правовое регулирование, во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона, не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.

Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен с 01.07.2014 в размере 628 руб., с 01.03.2022 составлял 817 руб., с 01.01.2023 составляет 872 руб. (Постановление Правительства Кировской области от 27.12.2022 года № 763-П).

В период с июня 2020 года по май 2023 года истцом оплачены коммунальные услуги и найм жилого фонда на общую сумму 156 480,08 руб.

Казаковой С.В. за указанный период согласно справке КОГЮУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова» выплачена компенсация, предусмотренная Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», за период с июня 2020 по сентябрь 2022 года в размере 4 396 руб., КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Юрьянском районе (пгт.Юрья) за период с сентября 2022 года по май 2023 года - 7 628 руб.

Из материалов дела не усматривается и судом не установлено, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до 01.01.2005 и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31.12.2004 уменьшился.

Для медицинских работников, проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО при наличии у гражданина одновременно права на получение одной и той же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другому закону области или иному нормативному правовому акту мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому закону области или иному нормативному правовому акту.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для взыскания с ответчика расходов, понесенных на оплату коммунальных услуг не имеется, поскольку Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» предусматривается выплата по оплате жилых помещений, что не нарушает прав истца.

Таким образом, требования истца о компенсации расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и электроснабжения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.10.2023 ░.

2-3376/2023 ~ М-4054/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Казакова Светлана Викторовна
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
Другие
КОГКУ "Межрайонное управление социальной защиты населения в Юрьянском районе"
министерство здравоохранения Кировской области
КОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г.Кирова"
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Судья
Кулик Евгения Александровна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--kir.sudrf.ru
16.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Дело оформлено
14.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее