РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 2 сентября 2022 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шеходановой О.К.
при секретаре Пащенко К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ловягиной Оксаны Юрьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратится в Минусинский городской суд с исковым заявлением в интересах Ловягной О.Ю. к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю с учетом уточнения исковых требований о признании незаконным решения от 07.06.2022 об отказе в установлении пенсии, обязании включить в льготный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.19 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 19.11.1998 по 13.03.2000 – 1 год 3 месяца 25 дней учителем-логопедом в МДОУ № 4 «Дюймовочка». Обязании назначить Ловягиной О.Ю. пенсию по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.06.2022. Требования мотивированы тем, что по результатам рассмотрения обращения Ловягиной О.Ю. о незаконных действиях Отделения Пенсионного фонда по Красноярского краю в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Ловягина О.Ю. 30.05.2022 обратилась в ГУ УПФ в г. Минусинске (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Решением ОПФР по Красноярскому краю от 07.06.2022 отказано в назначении пенсии. Из педагогического стажа Ловягиной О.Ю. исключены следующие периоды: с 19.11.1998 по 13.03.2000 – 1 год 3 месяца 25 дней в должности учителя-логопеда в детском саду № 4 «Дюймовочка». Указанные периоды подлежат зачёту в специальный стаж, так как в период с 19.11.1998 по 13.03.2000 Ловягина О.Ю. работала воспитателем в МДОУ № 4 «Дюймочка». Указанный период работы не зачтен пенсионным фондом, так как наименование учреждения не соответствует спискам. Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учётом которых назначается указанная пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ. Из представленной копии трудовой книжки Ловягиной О.Ю. следует, что она с 21.02.1995 принята в детский сад № 4 воспитателем, с 01.09.1997 переведена учителем - логопедом. До настоящего времени работает в детском саду №4. Приказом № 237 от 24.12.1999 Управления образования «Об учреждении» внесены дополнения в Устав муниципальных детских учреждений» для обеспечения соответствия наименований учреждений, включенных в список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 наименования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, зарегистрированных на территории города Минусинска, дополнены видом «Детский сад», в том числе МДОУ № 4 «Дюймовочка». С 14.03.2000 МДОУ № 4 «Дюймовочка» переименовано в МДОУ «Детский сад № 4 «Дюймовочка». Деятельность МДОУ № 4 «Дюймовочка»в оспариваемый период полностью соответствовала условиям труда воспитателя детского сада, в связи с чем период работы истца с 19.11.1998 по 13.03.2000 подлежит включению в льготный стаж (л.д.4-6).
В судебном заседании помощник Минусинского межрайонного прокурора Глуховерова Г.А. исковые требования уточнила в части даты назначения пенсии, просила обязать ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю назначить Ловягиной О.Ю. пенсию по п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.06.2022, в остальном исковые требования поддержала в заявленной в исковом заявлении редакции по изложенным в нем основаниям.
Истец Ловягина О.Ю. исковые требования поддержала с учётом уточнения, просила удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика Рамбургер О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что МДОУ не входят в список учреждений, работа в которых включается в льготный педагогический стаж.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования администрации г. Минусинска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 30 указанного Федерального закона «О трудовых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются списки должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Списком должностей и учреждений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в пункте 1 "Наименование должностей" указана должность учителя-логопеда, в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» указано наименование учреждения «детский сад». Указанным постановлением не предусмотрено включение работы в детских комбинатах МДОУ в льготный педагогический стаж, такая возможность предусмотрена при работе в детских садах, яслях-саде.
Кроме того, согласно ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу указанного закона. В соответствие со ст. 80 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях», пенсия в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
Согласно ст. 83 указанного Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ. Указанный закон утратил силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения спорного периода работы истицы.
В Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет воспитателям, засчитывается работа в дошкольных образовательных учреждениях всех наименований. При этом приведены лишь некоторые виды таких учреждений - детские сады, ясли и т.п.
Судом установлено, что Ловягина О.Ю. принята 21.02.1995 воспитателем в ясли/сад №4, с 01.09.1997 переведена на должность учителя – логопеда в Д/с №4.
Из Устава 1998 года следует, что деятельность МДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного образования, на сохранение и укрепление физического здоровья детей, физическое, интеллектуальное и личное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей (п. 1.5 Устава 1 раздела) (л.д.21-29).
В соответствие с приказом № 237 Управления образования города Минусинска от 24 декабря 1999 г. Устав дополнен видом учреждения – «детский сад» (л.д.31).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что деятельность МДОУ № 4 «Дюймочка» в оспариваемый период полностью соответствовала деятельности детского сада, соответственно работа истца в должности учителя-логопеда соответствовала условиям труда воспитателя детского сада и данный период работы подлежит включению в льготный стаж.
Таким образом, весь спорный период с 19.11.1998 по 13.03.2000 – 1 год 3 месяца 25 дней, суд включает в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истца о включении периода работы с 19.11.1998 по 13.03.2000 – 1 год 3 месяца 25 дней учителем-логопедом в МДОУ № 4 «Дюймовочка» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о признании решения ответчика от 07.06.2022 об отказе в установлении пенсии Ловягиной О.Ю. незаконным, подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 этой статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если годом возникновения права на страховую пенсию является 2020 год.
В соответствии со ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ учитывая, что согласно материалам дела право на назначение досрочной страховой пенсии у истца с учетом спорных периодов работы возникло в 2020 году, а право на назначение страховой пенсии, наступает не ранее, через 1 год 6 месяцев с момента возникновения такого права, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении обязанности на ответчика назначить Ловягиной О.Ю. пенсию по п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ с 17.06.2022, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07.06.2022 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. 19 ░.1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 N 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░ № 4 «░░░░░░░░░░» ░ 19 ░░░░░░ 1998 ░. ░░ 13 ░░░░░ 2000 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 17 ░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░░ 2022 ░.