Дело № 2-197/2023
УИД 33RS0009-01-2023-000078-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2023 года г. Камешково
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре Кононенко К.А., с участием прокурора Красненковой Ю.В., представителей ответчиков - Ивановой Л.В., Гарановой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камешковского района в интересах Махмутова Р.З. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами,
установил:
Прокурор Камешковского района, действующий в интересах Махмутова Р.З., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерству здравоохранения Владимирской области, просил: взыскать в пользу Махмутова Р.З. с Министерства здравоохранения Владимирской области денежные средства в размере 9900,6 руб., затраченные на 28.11.2022 и 26.12.2022 на приобретение лекарственных средств: аторвастатин, брилинта (тикагрелор), лизиноприл, метопролол; обязать ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», Министерство здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Махмутова Р.З. лекарственными средствами: аторвастатин таблетки 40 мг, тикагрелор таблетки 90 мг, лизиноприл таблетки 10 мг, метопролол таблетки 50 мг на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.
В обоснование иска указано, что Махмутова Р.З. является инвалидом <данные изъяты> (общее заболевание), что подтверждается справкой серии МСЭ-2022 № от Дата обезл., при этом обладает заболеванием, наличие которого дает ему право на получение бесплатно по рецептам врача за счет средств федерального и регионального бюджетов всех необходимых лекарственных препаратов. Махмутова Р.З. 10.03.2022, 17.11.2022, 28.11.2022 лечащим врачом назначен прием лекарственных препаратов: аторвастатин, тикагрелор, лизиноприл, метопролол, и 28.11.2022, 22.12.2022 выписаны рецепты на их бесплатное получение, однако последние не обслужены по причине отсутствия необходимых медикаментов. В связи с необходимостью и невозможностью приостановления лечения, а также не обеспечением лекарственными препаратами, Махмутова Р.З. был вынужден приобрести их за собственные денежные средства, затратив 9900,6 руб., что подтверждается соответствующими кассовыми чеками.
Прокурор считает необходимым возместить затраты истца в полном объеме и незамедлительно обеспечить Махмутова Р.З. медицинскими препаратами, которые ему показаны к применению, в связи с чем решение в указанной части подлежит обращению к немедленному исполнению.
Прокурор Красненкова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала на то, что несмотря на монетизацию федеральной льготы, Махмутова Р.З. имеет право на бесплатное получение лекарственных средств как региональный льготник.
Махмутова Р.З. в судебное заседание не прибыл, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 103).
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Иванова Л.В. иск признала в полном объёме. Указала, что учреждением Махмутова Р.З. выписывались рецепты на получение бесплатно лекарственных средств, как региональному льготнику.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области Гаранова Н.Г. иск не признала, указала, что Махмутова Р.З., как федеральный льготник, отказался от набора социальных услуг, выбрав получение денежной компенсации. Указанные обстоятельства исключают возможность бесплатного получения лекарственных средств. ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» неправомерно выписывало Махмутова Р.З. рецепты на получение лекарственных средств за счет регионального бюджета. Кроме того, Министерство здравоохранения Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку закупки медикаментов не производит, а лишь доводит до получателей лимиты денежных средств. Более того, в случае нехватки какого-либо лекарственного препарата в определенном районе, учреждения здравоохранения не лишены возможности перераспределить его из другого района (аптечного пункта). Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимэкс», извещенные о рассмотрении дела, в суд представителей не направили, прислав отзывы на исковое заявление, в которых принятие решения по спору оставили на усмотрение суда (л.д. 70-72, 80).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), с учетом согласия лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть его при имеющейся явке.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав позиции сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ.
Ст. 70 Федерального закона №323-Ф3 определено, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона №323-ФЗ).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ установлен Приказом Минтруда России №929н, Минздрава России №1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Обеспечение лекарственными препаратами производится согласно стандартам медицинской помощи и по смыслу п. 19 Порядка предоставления набора социальных услуг должно осуществляться бесперебойно.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505.
В разделе III Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указано лекарства предоставляются бесплатно при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации области от 27.12.2021 № 894 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В разделе I Программы указано, что источниками её финансового обеспечения являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства обязательного медицинского страхования.
Указанной программой предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечение при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в том числе сахарным диабетом.
В соответствии с п. 2 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 №4п «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Приказ №4п) назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом.
В силу требований п. 33 Приказа №4п назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи; паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях производится в случае одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца.
Таким образом, право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
Судом установлено, что Махмутова Р.З. является инвалидом <данные изъяты> (общее заболевание) (л.д. 13, 14).
Находится под наблюдением врача-кардиолога, с 16.12.2021 по 29.12.2021 проходил лечение в ГБУЗ ВО «Центральная городская больница» (л.д. 22, 25).
Махмутова Р.З. имеет следующие заболевания: заболевание (л.д. 17, 22).
Наличие указанных заболеваний, в частности сахарного диабета, в силу вышеприведенных норм законодательства относит Махмутова Р.З. к категории как федеральных, так и региональных льготников.
При этом, в судебном заседании установлено, что Махмутова Р.З., как федеральный льготник, отказался от государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и получает с 01.01.2020 ежемесячную денежную выплату (л.д. 121).
Указанные обстоятельства делают невозможным получение Махмутова Р.З. лекарственных средств по федеральной льготе.
Вместе с тем, как отмечено выше, Махмутова Р.З. является и региональным льготником.
По вопросам обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, воспользовавшихся предусмотренным ст. 6.3 Федерального закона №178-ФЗ правом отказа от получения набора социальных услуг полностью, получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона о государственной социальной помощи, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации дало соответствующие разъяснения (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2006 №489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой»).
Как разъяснило Минздравсоцразвития РФ в настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890), на основании которого отдельные группы населения получают лекарственное обеспечение бесплатно либо со скидкой в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Указанным Постановлением утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
При этом согласно названному Постановлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению в установленном порядке.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 №890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых им на эти цели.
Из изложенного следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении», утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.
Согласно данному Положению, Департамент (в настоящее время Министерство) здравоохранения Владимирской области (ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год. Уточнение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки, а также их перераспределение между учреждениями здравоохранения осуществляется в связи с изменением контингента получателей мер социальной поддержки и с учетом фактических расходов. В целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами, учреждения здравоохранения в пределах объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов, и направляют их уполномоченному па размещение заказа органу, обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам размещения заказов, а также контроль за их исполнением (п.п. 5,8,9 Положения).
Пунктами 10, 12 указанного Положения закреплено, что выписку рецептов на лекарственные препараты осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта.
Указом губернатора Владимирской области от 05.12.2022 № 242 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с п. 1.1 которого Министерство здравоохранения Владимирской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области.
В соответствии с п.п. 2.1-2.3 к полномочиям Министерства, в том числе относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Министерство реализует федеральные программы по развитию здравоохранения, а также разрабатывает и реализует областные программы по развитию здравоохранения (п.п. 3.4, 3.5).
Министерство: организует в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных средств и медицинских изделий препаратов в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке; обеспечивает в пределах компетенции объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, объединений граждан, при необходимости принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан (п.п. 3.16, 3.17).
Министерство выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства (п. 3.18).
Министерство участвует в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение, обеспечивает организацию оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству (п. 3.22).
В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий, входит в том числе ГБУЗ ВО «Камешковская центральная районная больница».
Таким образом, Махмутов Р.З., при наличии у него ранее указанных заболеваний, в том числе сахарного диабета, должен обеспечиваться лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890, бесплатно.
Как того требует законодательство и план лечения пациента, лечащие врачи Махмутова Р.З. - Х.А.Н., Я.А.Н., на основании заключений ГБУЗ ВО «Центральная городская больница» (л.д. 22-24), ПКМЦ (л.д. 25, 39-58), ГБУЗ ВО «ОКБ» (л.д. 37, 38) назначили истцу 17.11.2022, 28.11.2022 и 22.12.2022 прием лекарственных средств: аторвастатин, тикагрелор, лизиноприл, метопролол (названия по МНН) (л.д. 19, 20).
На основании назначений Махмутова Р.З. 28.11.2022 и 22.12.2022 выписаны рецепты на получение ранее указанных лекарственных средств бесплатно за счет средств регионального бюджета (л.д. 27-31, 34-36).
Как видно из материалов дела и объяснений сторон лекарственные средства: аторвастатин, тикагрелор, лизиноприл, метопролол Махмутова Р.З. бесплатно не предоставлены (л.д. 21, 27-31 (оборотные стороны), 32, 76).
Более того, представитель Министерства здравоохранения Владимирской области настаивала на отсутствии правовых оснований у Махмутова Р.З. для бесплатного получения лекарственных средств.
Так же на рецептах от 22.12.2022 с обратной стороны указано: «Препарат выбран».
Указанные обстоятельства подтверждают доводы истца о необеспечении Махмутова Р.З. необходимыми лекарственными средствами.
Доводы ответчика о возможности перераспределения лекарственных средств между лечебными учреждениями области на принимаемое судом решение не виляют. По мнению суда, Махмутова Р.З., как и другие льготники, не должны страдать из-за внутренних проблем с логистикой Министерства здравоохранения Владимирской области и подконтрольных ему медицинских учреждений.
Поскольку выписанные лечащими врачами Махмутова Р.З. лекарственные средства выданы не были, последний приобрел их за счет собственных средств (л.д. 9, 10).
Общая сумма затрат на самостоятельное приобретение лекарственных средств: аторвастатин, тикагрелор, лизиноприл, метопролол (названия по МНН) составила 9900,6 руб.
Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующими платежными документами и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.
Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» во Владимирской области отменен прежний порядок финансирования и осуществления закупок лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, определяемый распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 16.01.2020 № 9 «О мерах по реализации постановления Губернатора области от 15.02.2012 № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении».
Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» утверждено распределение ассигнований, начиная с 01.01.2021, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» на предоставление субсидий на иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.
Организация закупок лекарственных и изделий медицинского назначения возложена на ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», распорядителем бюджетных средств является Министерство здравоохранения Владимирской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вина в необеспечении Махмутова Р.З. лекарственными средствами: аторвастатин, тикагрелор, лизиноприл, метопролол, лежит на Министерстве здравоохранения Владимирской области, в связи с чем, затраченные на приобретение указанных препаратов денежные средства в сумме 9900,6 руб. надлежит взыскать с указанного ответчика.
Доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации бесплатного обеспечения Махмутова Р.З. необходимыми ему лекарствами не представлено.
Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми препаратами нарушает права Махмутова Р.З. на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Махмутова Р.З. лекарственными средствами: аторвастатин таблетки 40 мг, тикагрелор таблетки 90 мг, лизиноприл таблетки 10 мг, метопролол таблетки 50 мг на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что указанные медицинские изделия необходимы пациенту по жизненным показаниям, направлены на предотвращение наступления жизнеугрожающих последствий, суд полагает необходимым обратить настоящее решение в части возложения обязанности по бесплатному обеспечению Махмутова Р.З. лекарственными средствами к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Камешковского района (ИНН 3327102172), действующего в интересах Махмутова Р.З. (паспорт гражданина РФ серии № №), к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» (ИНН 3315001395), Министерству здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) о взыскании возмещения убытков, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами, удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Махмутова Р.З. денежные средства в размере 9900,6 руб., затраченные на приобретение лекарственных средств.
Возложить на ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Махмутова Р.З. лекарственными средствами: аторвастатин таблетки 40 мг, тикагрелор таблетки 90 мг, лизиноприл таблетки 10 мг, метопролол таблетки 50 мг на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов, с учетом назначенного лечения.
Решение суда в части возложения соответствующей обязанности обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Тимаков
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 10.05.2023.