Гражданское дело № 2-1784/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 18 октября 2023 года да
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гречушкиной С.Ю.,
при помощнике судьи Купцовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Светланы Владимировны, Печерской Виктории Валерьевны к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Васильева С.В., Печерская В.В. обратились в Лужский городской суд Ленинградской области с исковыми требованиями к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить в собственность благоустроенное изолированное жилое помещение – квартиру, в <адрес>, взамен изымаемого жилого помещения – <адрес>, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, признанного аварийным.
В обоснование заявленных требований истцы Васильева С.В., Печерская В.В. указали, что они является сособственниками квартиры, по 1/2 каждый, площадью № кв.м, расположенной по указанному выше адресу. Право собственности на квартиру зарегистрировано за ними в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Лужского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. После передачи истцам в собственность квартиры, им стало известно, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для сноса указанного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. С целью реализации права на расселение истцы обратились в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, взамен изымаемого, однако получили ответ, в соответствии с которым изъятие принадлежащего им (истцам) жилого помещения будет производиться путем выкупа. Ссылаясь на данные обстоятельства, истцы находят наличие оснований для применения положений 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и требует судебной защиты нарушенного права по избранным средствам гражданского судопроизводства.
В ходе рассмотрения дела судом в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Брусилову Т.А.
Истец Васильева С.В при рассмотрении дела поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на указанные в исковом заявлении обстоятельства и представленные доказательства.
Истец Печерская В.В. воспользовалась правом, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ, заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В свою очередь, представитель ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области Круглова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила отказать в удовлетворении заявленного иска по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 45), из которого следует, что жилищные права истцов могут быть реализованы в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
Третье лицо ФИО в судебном заседании поддержала требования истцов.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 той же статьи Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости свидетельствует, что Васильева С.В., Васильева В.В В.В. являются собственниками квартиры, по 1/2 в праве общей долевой собственности каждый, площадью № кв.м, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о заключении брака, выданном ДД.ММ.ГГГГ Отделом регистрации актов гражданского состояния о браке - дворцом бракосочетания № Комитета по делам записи актов гражданского состояния Правительства Санкт-Петербурга, между Печерским Я.О. и Васильевой В.В. заключен брак, последней присвоена фамилия Печерская. (л.д. 17)
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением администрации Лужского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным на основании акта обследования помещения, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением той же администрации «О расселении и сносе многоквартирных домов аварийного фонда Лужского городского поселения» № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений, внесенных постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ N №) во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также в соответствии с региональной адресной целевой программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 -2023 годах, постановлено расселить и снести многоквартирные дома аварийного фонда Лужского городского поселения, в число которых входит дом по адресу: <адрес>.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительством Ленинградской области утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах".
В данной программе определен перечень муниципальных образований, на территориях которых находятся аварийные многоквартирные дома, признанные аварийными с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с физическим износом и подлежащие сносу, а также поадресный перечень домов признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.
Начиная с 2019 года на территории Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реализуется адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах».
В соответствии с пунктами 3, 6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При обращении истцов в администрацию с заявлением о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения взамен квартиры, в их адрес было направлено письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которого следует, что вариант предоставления другого жилого помещения, взамен изымаемого, в их случае не применяется.
Таким образом, Васильева С.В., Печерская В.В. выбрали способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения.
Возражения ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области сопровождаются указанием на то, что право собственности на спорное жилое помещение было зарегистрировано истцами 23 августа 2017 года, то есть после признания дома аварийным, и в связи с этим со ссылкой на часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация приходит к выводу о том, что обеспечение жилищных прав истца может быть произведено только путем выкупа аварийного жилого помещения и в размере возмещения за изымаемое жилое помещение, не превышающем стоимости данного жилого помещения, за которую оно приобретено.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Из системного толкования вышеприведенных положений закона, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.
Как усматривается из решения Лужского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Васильевой С.В., Васильевой В.В. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и сохранении его в реконструированном виде, право собственности на спорное жилое помещение у истцов возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцами возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, Васильева С.В., Печерская В.В. как собственники жилого помещения вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесеные расходы. (ст. 98 п.1 ГПК РФ).
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 п.1 ГПК РФ).
Из чека ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5) следует, что истцами произведена оплата государственной пошлины в общей сумме 300 руб.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истцов в указанной выше сумме, по 150 руб. в пользу каждой.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Васильевой С. В., Печерской В. В. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворить.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области (ИНН <адрес> предоставить Васильевой С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации №, Печерской В. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации №, в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее № кв.м, расположенное в границах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Луги в соответствии с адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, взамен их жилого помещения, признанного аварийным.
Взыскать с администрации Лужского муниципального района <адрес> в пользу Васильевой С. В., Печерской В. В. государственную пошлину в общей сумме 300 руб., по 150 руб. в пользу каждой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд <адрес>.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2023 года
Председательствующий:
УИД №RS0№-18