Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Коломна Московской области
Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шолгиной О.И., при секретаре судебного заседания Даниловой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> о признании денежных средств бесхозными,
УСТАНОВИЛ:
Истец <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации о признании денежных средств бесхозными.
В обоснование заявленных требований указал, что в Коломенскую городскую прокуратуру поступила информация от начальника УМВД России по городскому округу Коломна и материалы проверки, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерию <данные изъяты> по постановлению о передаче денежных средств, переданы на хранение денежные средства в размере <данные изъяты>.
Денежные средства в размере <данные изъяты> изъяты у оператора компьютерного клуба ФИО3 в помещении <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Согласно материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ изъятие производилось в связи с нарушением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и законодательства о лотереях.
На основании рапорта начальника ОЭБ и ПК УМВД России по городскому округу Коломна от ДД.ММ.ГГГГ, указанные денежные средства зачислены на лицевой счет, так как не являются вещественными доказательствами.
По материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудником полиции вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что подтверждается регистрацией в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заявлений и обращений о возврате данных денежных средств не поступало.
Просит суд признать денежные средства, находящиеся на хранении в УМВД России по городскому округу <адрес> в сумме <данные изъяты> бесхозными; Обратить денежные средства, находящиеся на хранении в <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> в собственность (доход) Российской Федерации, передав в распоряжение <данные изъяты>; Обязать <данные изъяты> перечислить денежные средства, находящиеся на хранении, в сумме <данные изъяты> в бюджет Российской Федерации на расчетный счет территориального управления Росимущества по Московской области: <данные изъяты> (<данные изъяты> л/счет №), Банк получателя - <данные изъяты>, Счет - №, Кор. Счет - №, БИК - №, ИНН - №, КПП - №, КБК -№.
Представитель истца старший помощник Коломенского городского прокурора ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала. Просила иск удовлетворить.
Представитель третьего лица <данные изъяты>, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица <данные изъяты>, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.
Суд, выслушав прокурора, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы, право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации не ставится в зависимость от реализации соответствующих прав и полномочий, специально созданных государством органов, которые могли бы обратиться в суд с аналогичными заявлениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведения, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 ст. 5 Закона).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В статье 9 Закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации создаются пять игорных зон: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.
Пунктом 6 ст. 4 и п. 3 ст. 5 Закона определено, что деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Из указанных правовых норм следует, что сделки заключенные в ходе проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны являются ничтожными, поскольку заключены в нарушение закона.
В судебном заседании установлено, что в Коломенскую городскую прокуратуру поступила информация от начальника <данные изъяты> и материалы проверки, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерию <данные изъяты> по постановлению о передаче денежных средств -переданы на хранение денежные средства в размере <данные изъяты>.
Денежные средства в размере <данные изъяты> изъяты у оператора компьютерного клуба ФИО3 в помещении <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
Согласно материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, изъятие производилось в связи с нарушением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и законодательства о лотереях.
На основании рапорта начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, указанные денежные средства зачислены на лицевой счет, так как не являются вещественными доказательствами.
По материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудником полиции вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что подтверждается регистрацией в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
С момента изъятия и по день рассмотрения дела обращений от возможных собственников имущества не поступало.
Согласно п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
В соответствии со ст. 226 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Право собственности на бесхозяйную вещь может быть приобретено в силу приобретательной давности, если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233).
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
Статьей 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Для признания вещи бесхозяйной по основаниям ст. ст. 225, 226 ГК РФ, ст. 291 ГПК РФ необходимо также, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств и не вызывать затруднений при исполнении.
Таким образом, судом установлено, что лицо, владеющее изъятыми денежными средствами, мер к возвращению собственности не предпринимало, то есть фактически отказалось от своего права собственности на них, поэтому указанное движимое имущество - денежные средства следует признать бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структура федеральных органов исполнительной власти", функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого или иного имущества, обращенного в собственность государства возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Положению "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года N 432, компетентным органом, который организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее деятельность самостоятельно и через территориальные органы.
В силу приказа Минфина России от 13.04.2020 N 64н "Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства" денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме перечисляются федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на единый казначейский счет для их зачисления на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый соответствующему территориальному органу Федерального казначейства, в соответствии с Порядком учета и распределения. При этом в распоряжении о переводе денежных средств указываются реквизиты документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации.
Порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, установлен Положением об учете, оценке и распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1238 "О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства" и установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
В силу п. 2 настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
Согласно п/п "д" п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению, а также направляют информацию о зачислении (возврате) денежных средств, об уточнении вида и принадлежности платежа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Согласно Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1756 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995" главным администратором доходов, полученных в результате взыскания в бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов) назначенных судами по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела или дела об административном правонарушении, возбужденного по иску (заявлению, постановлению) прокурора, с 18 апреля 2022 года является Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
С учетом изложенного, денежные средства, признанные судом бесхозяйным движимым имуществом, подлежат обращению в собственность Российской Федерации путем перечисления их на открытый федеральным органом исполнительной власти единый счет.
РЕШИЛ:
Заявление заместителя Коломенского городского прокурора в интересах Российской Федерации о признании денежных средств бесхозными, удовлетворить.
Признать денежные средства, находящиеся на хранении в <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей бесхозными.
Обратить денежные средства, находящиеся на хранении в <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей в собственность (доход) Российской Федерации, передав в распоряжение <данные изъяты>.
Обязать <данные изъяты> перечислить денежные средства, находящиеся на хранении, в сумме <данные изъяты> рублей в бюджет Российской Федерации на расчетный счет <данные изъяты>: <данные изъяты> (<данные изъяты> л/счет №), Банк получателя - <данные изъяты>, Счет - №, Кор. Счет - № БИК - №, ИНН - №, КПП - №, КБК -№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья
Коломенского городского суда
Московской области подписьШолгина О.И.
Копия верна.