Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-661/2024 ~ М-368/2024 от 25.03.2024

Дело № 2-661/2024

УИД 21RS0006-01-2024-000682-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2024 года                     г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Камушкиной Е.Н.,

с участием прокурора – старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Михайлова А.Ю.,

представителя ответчика Николаевой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Викторовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » города Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Канашский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » города Канаш Чувашской Республики (далее – МБДОУ «Детский сад ») о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование иска указано, что в ходе прокурорской проверки МБДОУ «Детский сад » выявлены нарушения требований по обеспечению пожарной безопасности, по результатам которой внесено представление об устранении нарушений. С учетом того, что выявленные нарушения требований по обеспечению пожарной безопасности до настоящего времени не устранены, просит возложить на ответчика обязанность по установлению настенных речевых оповещателей на расстоянии не менее 150 мм от потолка до их верхних частей и по проведению испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Протокольным определением от 22 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования Чувашской Республики и Главное управление МЧС России по Чувашской Республике.

В судебном заседании прокурор Михайлов А.Ю. уточненный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Николаева Н.А. не возражала в удовлетворении иска, при этом пояснила, что в настоящее время подготовлены проектная документация по созданию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения в МБДОУ «Детский сад », составлена локальная смета, однако средств на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности не имеется. В <данные изъяты> году запланирован капитальный ремонт здания, в который будут включены указанные работы.

Представитель третьего лица - администрации г. Канаш Чувашской Республики, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в письменном отзыве на иск просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что для устранения выявленных в МБДОУ «Детский сад » нарушений требований пожарной безопасности необходимо около 2000000 рублей. В настоящее время в бюджете города необходимый объем бюджетных ассигнований для устранения указанных недостатков не предусмотрен. В рамках утвержденного Президентом РФ перечня поручений от 26 января 2023 года № Пр-144 по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, а также посланию Федеральному собранию в 2024 году, начиная с 2025 года планируется выделение средств на регулярной основе из федерального бюджета на своевременное проведение капитального ремонта детских садов. Планируемый капитальный ремонт будет включать в себя и модернизацию оборудования системы пожарной безопасности (л.д.<данные изъяты>).

Представители третьих лиц - Министерства образования Чувашской Республики и Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились (л.д.<данные изъяты>).

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.2 и п.15 ч.3).

Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (п.2 ч.6).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (ч.7).

В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст.1).

Руководители организации в числе прочего обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст.37).

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ст.54).

Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре (ч.1 ст.84).

В силу п.4.4. «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 173, настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ, в п.54 которых указано, что

руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад » является образовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (п.1.1).

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проверки исполнения МБДОУ «Детский сад » требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности выявлены нарушения: несоблюдение расстояния от потолка до верхних частей настенных речевых оповещателей на объекте не менее 150 мм (этажи с 1 по 4 литера В, этажи с 1 по 2 литера Б); система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре эксплуатируется сверх срока службы. В связи с чем в адрес ответчика направлено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.<данные изъяты>).

В ответе на данное представление сообщается, что все вышеуказанные нарушения будут устранены в ходе планируемого капитального ремонта образовательного учреждения (л.д. <данные изъяты>).

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение требований в области пожарной безопасности заведующая МБДОУ «Детский сад » Г. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.<данные изъяты>).

Доказательства того, что выявленные нарушения устранены, суду не представлены.

Поскольку указанные нарушения свидетельствует о несоблюдении ответчиком установленных законом требований о пожарной безопасности и создают потенциальную угрозу жизни и здоровью обучающихся, работников и иных посетителей указанного объекта, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Исходя из комплекса мероприятий, необходимых для совершения действий по восстановлению нарушенного права, суд соглашается с доводами иска и считает, что испрашиваемый прокурором срок для устранения вышеуказанных нарушений является разумным.

В силу ст.103 ГПК РФ, абз.2 подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден на основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36. НК РФ

Вместе с тем, принимая во внимание характер рассмотренного спора, имущественное положение ответчика, являющегося муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, финансируемым за счет бюджетных средств, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » города Канаш Чувашской Республики (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- установить настенные речевые оповещатели на расстоянии не менее 150 мм от потолка до их верхних частей;

- провести испытание средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Камушкина

Мотивированное решение составлено 19 июня 2024 года.

2-661/2024 ~ М-368/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
МБДОУ "Детский сад № 12" города Канаш Чувашской Республики
Другие
Главное управление МЧС России по Чувашской Республике
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Администрация города Канаш Чувашской Республики
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Камушкина Екатерина Николаевна
Дело на сайте суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
25.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее