Дело №2-1556/2022
УИД 61RS0020-01-2022-002240-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: судьи Гармаш Ю.С., при секретаре Неизмайловой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Т.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Пономарева К.В. к Администрация города Новошахтинска, третье лицо Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчикам ссылаясь на то, что Пономарева Т.В является собственником <адрес>, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от <данные изъяты> года, заключенного между МП «Управление и эксплуатация жилья» и Кузнецовой В.В., Кузнецовой Е.С., Кузнецовой Т.В., в равных долях. На основании решения Новошахтинского районного суда истцы были включены в список граждан на переселение по <адрес> на ликвидированной шахте им. В.И. Ленина ОАО «Ростовуголь» под ТЭО №, составом семьи <данные изъяты> человека. Им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью <данные изъяты> кв. метров. Истцы предоставили весь необходимый пакет документов в Администрацию города и написали заявление о том, что желают направить социальную выплату положенную им для приобретения жилья на вторичном рынке. Администрация города заверила их, что рассмотрение вопроса о включении семьи в список расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья возможно при наличии средств. Однако до настоящего времени конкретный срок переселения ее семьи не определен. Дом является многоквартирным и часть семей уже переселены, а техническое состояние жилого дома таково, что проживание в нем опасно для жизни и здоровья. Дом имеет трещины, течет крыша, с окон дует. Поддерживать дом в пригодном для проживания состоянии с каждым днем все сложнее. Считают, что Администрация города необоснованно и немотивированно отказывает истцам в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья для приобретения жилья на вторичном рынке. На основании изложенного, истцы просят суд обязать Администрацию города Новошахтинска, заключить с Пономаревой Т.В., Пономаревым К.В., зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Истцы Пономарева Т.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Пономарева К.В., в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, в письменно просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Никулина О.Н. в судебное заседание не явилась, в поданном письменном ходатайстве просила в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Минэнерго России в судебное заседание не явились, о дне слушания извещались надлежащим образом, предоставили отзыв, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (пункт 8).
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п.5 Правил).
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п.6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. (п.8 Правил)
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п.12 Правил).В соответствии с п.13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).
В судебном заседании установлено, что Пономаревой Т.В. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную по адресу <адрес> на основании договора на передачу квартир, частей дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, что также следует из регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом также установлено, что Пономарева Т.В. и Пономарев К.В. включены протоколом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой имени «Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Истцы обращались к ответчику по вопросу заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты, однако им был направлен ответ о том, что предоставить социальную выплату семье истца не представляется возможным.
Суд полагает действия ответчика не соответствующими закону и нарушающими права истцов на переселение из непригодного для проживания жилого помещения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.
Согласно п. 1.5 Положения установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Учитывая, что, дом, в котором проживают истцы, находится в угрожающем для жизни и безопасности граждан в нем проживающих состоянии, что подтверждается фотоснимками, а действия ответчика, уклоняющегося от заключения с истцом договора о предоставлении социальной выплаты в связи с отсутствием денежных средств нарушают права истца суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Новошахтинска, заключить с Пономаревой Т.В., Пономаревым К.В., зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.С. Гармаш
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 16.09.2022.