Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2625/2022 ~ М-2196/2022 от 05.08.2022

№2-2625/2022

64RS0047-01-2022-003418-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2022 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова, в составе:

председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

с участием представителя истца Беляевой Н. В., представителя ответчика Халяпиной Т.П.,

при помощнике судьи Ватютовой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калюжной О.В. к Государственному учреждению- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии за лечебную деятельность и об обязании назначения этой пенсии,

установил:

истица обратилась в суд с иском с выше названными требованиями, указав, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Решением от <дата> ей было отказано в установлении страховой пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.

В специальный стаж ее работы не были включены периоды работы: с <дата> по <дата> (в том числе отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с <дата> по <дата>, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с <дата> по <дата>) в должности <данные изъяты>, так как «медицинский отдел тыла» не предусмотрен Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а «больница с поликлиникой» не поименована в Перечне структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренных п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года; «медицинский отдел тыла», имеющий статус юридического лица, не предусмотрен Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года №395; дополнительные дни «Радоницы»: 24.04.2012 года, 14.05.2013 года, 29.04.2014 года, 21.04.2015 года, 10.05.2016 года, 25.04.2017 года, 17.04.2018 года, 07.05.2019 года, 28.04.2020 года, 03.05.2022 года, так как включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено ни Правилами от 29.10.2002 года №781, ни Правилами от 11.07.2002 года № 516.

С данным решением она не согласна, полагает, что указанные периоды подлежат включению в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Согласно Спискам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, включается время работы врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, поименованы должности медсестры, старшей медицинской сестры. А в соответствии с п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1066 в выслугу для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением № 1066, а также в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ №781, поименованы должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры.

В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением №781, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно п.6 Правил, утвержденных постановлением №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, стационарах, являющихся структурными подразделениями организаций.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В период использования ее отпуска действовала ст. 167 КЗоТ РФ, согласно которой время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывалось в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

В соответствии с п.21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №5 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком достижения им возраста 1,5 лет до 06.10.1992 года.

В соответствии с п.7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.10.1989 года № 24/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях в льготных размерах.

При зачете выше указанных периодов работы в стаж, у нее имеется право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

С учетом уточнения исковых требований просит признать незаконным решение незаконным решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в части не включения периодов: работы с <дата> по <дата> (в том числе отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с <дата> по <дата>, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с <дата> по <дата>) в должности <данные изъяты>, дополнительных дней «Радоницы»: <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, обязать ответчика включить в стаж лечебной деятельности указанные периоды работы и дни «Радоницы», установить факт наличия 30-летнего стажа на соответствующих работах в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения на <дата>, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.05.2022 года.

Истица в судебное заседание не явилась, ее интересы по доверенности представляла Беляева Н.В., которая поддержала заявленные уточненные требования, дала суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в иске.

Представитель ответчика исковые требования не признала, суду дала объяснения согласно представленным письменным возражениям.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.39 Конституции РФ. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.№ 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств и профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия, предусмотренная п.1 ст. 30, правила исчисления периодов работы и назначения страховых пенсий утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, действующий в отношении периодов работы до 01.11.1999 г.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который действует в отношении периодов работы после 01.11.1999 г.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, действующий в отношении периодов после 11.11.2002 г.

В соответствии с перечисленными нормативными актами в стаж на соответствующих видах работ может быть засчитана не любая медицинская деятельность, а только работа в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующем Списке.

Судом установлено, что истица <дата> обратилась за назначением пенсии; в соответствии с решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области от <дата> ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.0213 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением установлено, что Калюжная О.В. имеет 28 лет 07 месяцнв 19 дней стража работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781; с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665, с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П; величина индивидуального пенсионного коэффициента- 65,346.

Указанным решением в специальный стаж работы истца не включены периоды ее работы: с <дата> по <дата> (в том числе отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с <дата> по <дата>, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с <дата> по <дата>) в должности медсестры «<данные изъяты>, так как «медицинский отдел тыла» не предусмотрен Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а «больница с поликлиникой» не поименована в Перечне структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренных п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года; «медицинский отдел тыла», имеющий статус юридического лица, не предусмотрен Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года №395; дополнительные дни «Радоницы»: 24.04.2012 года, 14.05.2013 года, 29.04.2014 года, 21.04.2015 года, 10.05.2016 года, 25.04.2017 года, 17.04.2018 года, 07.05.2019 года, 28.04.2020 года, 03.05.2022 года, так как включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено ни Правилами от 29.10.2002 года №781, ни Правилами от 11.07.2002 года № 516.

Согласно Спискам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, включается время работы врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, независимо от ведомственной подчиненности учреждений.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, поименованы должности медсестры, старшей медицинской сестры.

В соответствии с п.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1066, в выслугу для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением № 1066, а также в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ №781, поименованы должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры.

В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением №781, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно п.6 Правил, утвержденных постановлением №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, стационарах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Местом работы истицы в соответствии с записями в ее трудовой книжке являлась поликлиника.

Согласно материалам дела Медицинский отдел выполнял организационные, кадровые и финансовые функции в отношении всех подчиненных мед.учреждений, в его подчинении находилось больница с поликлиникой (больница, поликлиника) и др.

В различные периоды наименование медицинского отдела изменялось, и эти изменения отражали структуру подчиненности мед.учреждений федеральных органов государственной власти, входящих в систему Министерства внутренних дел РФ.

Помимо основных функций, органы внутренних дел имеют и внутриорганизационные вспомогательные задачи. Вспомогательные функции в системе органов внутренних дел, включая и медицинскую, осуществляют ряд медицинских и иных подразделений, определяемых как тыловые. Это название присуще воинским и иным военизированным организациям, включая МВД. Ведомственная специфика выражается и в наименовании медицинского учреждения. Например, «Госпиталь с поликлиникой». Такое структурное образование определяется законодательством, в частности, приказом Министра здравоохранения РФ № 395 от 03.11.1999 года, в п.6 которого указывается, что учреждения, предусмотренные подразделом «Больничные учреждения», могут в своем составе иметь поликлинику.

Из Положения о <данные изъяты>, утвержденного <дата>, Положения <данные изъяты> от <дата> следует, что в состав Медицинского отдела входит больница с поликлиникой.

Как следует из <данные изъяты>, зарегистрированного администрацией г. Саратова <дата>, учреждение в своем составе имеет больницу с поликлиникой.

Основной функцией больницы с поликлиникой является медицинское обслуживание личного состава органов и подразделений внутренних дел Саратовской области и членов семей, пенсионеров МВД.Из Положения о <данные изъяты> 1997 года и Штатных расписаний следует, что больница с поликлиникой имеет в составе: приемное отделение, терапевтическое отделение, неврологическое отделение.

Положение о ГУЗ больницы с поликлиникой, утвержденное в 2002 году, содержит сведения о наличии в больнице терапевтического и неврологического отделений.

Согласно справке уточняющего характера (л.д.65), содержащей так же сведения о реорганизации, трансформация медицинского отдела тыла УВД и самого УВД не изменила существа ведомственной подчиненного МВД РФ и представляет собой правопреемство.

Наименование структурной и ведомственной подчиненности поликлиники, больницы и госпиталя менялись, неизменным оставалось место работы и характер работы истицы.

Это следует из должностных инструкций медсестры, Положений о больнице с поликлиникой, госпитале с поликлиникой, Уставов медотдела УВД, приказов, документов, указывающих на деятельность поликлиники и больницы как самостоятельных лечебных учреждений, которые в своей деятельности руководствуются нормативными актами Минздрава РФ.

Поликлиника, как медучреждение является самостоятельным лечебным учреждением, имеет отдельное здание, выделена отдельно в штатном расписании, имеет автономную медицинскую статистическую отчетность и иную медицинскую документацию, определяемую законодательством.

Также и больница имеет самостоятельное здание, штатные должности, самостоятельную медицинскую статистику и отчетность, функции и задачи, т.е. поликлиника и больница, госпиталь и больница, а также другие, подчиненные Медицинскому отделу УВД Саратовской области подразделения (аптека, здравпункты и т.д.) осуществляли и осуществляют самостоятельные лечебные функции, в отличие от задач и функций Медицинского отдела УВД.

Так, штаты лечебных подразделений на протяжении всего оспариваемого периода и ранее объявлялись отдельно как штаты лечебных подразделений. Штат Медицинского отдела объявлялся приказом вместе с отделами и отделениями УВД области, поскольку согласно Уставу Медицинский отдел является подразделением УВД Саратовской области и единого лечебного учреждения с поликлиникой, больницей, госпиталем не образует. Их различие определяет и анализ функций.

Медицинскому отделу приданы управленческие функции, такие как организационные, обеспечительные. Лечебным учреждениям: больнице, поликлинике, госпиталю, центру санэпиднадзора, аптеке и т.д. - функции, составляющие лечебную деятельность. Эти обстоятельства имели место до образования Медико-санитарной части в 2006 г. и только с появлением нового наименования — Медико-санитарная часть, структурно и функционально лечебные учреждения и аппарат их управления слились в единое лечебное подразделение.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в указанный стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ также приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Полная занятость истицы и уплата страховых взносов не оспариваются в данном случае ответчиком.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

При этом суд учитывает, что в указанный выше период истица также находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с <дата> по <дата>, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с <дата> по <дата>.

В период использования истицей отпуска по уходу за ребенком действовала ст. 167 КЗоТ РФ, согласно которой время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывалось в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

В соответствии с п.21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №5 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком достижения им возраста 1,5 лет до 06.10.1992 года.

В соответствии с п.7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.10.1989 года № 24/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года, вступившего в силу 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, до 06.10.1992 года период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

С учетом разъяснений ранее действовавшего Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", суд приходит к выводу, что если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных выше нормативных актов, то с учетом положений статей 6 части 2, 15 части 4, 17 части 1, 18, 19 и 55 части 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Так же истице не были включены в специальный стаж дополнительные дни отдыха- Радоница.

Указанные дни суд так же считает подлежащими включению в специальный стаж истца, поскольку дни Радоницы, являющиеся нерабочими праздничными днями в соответствии с Законом Саратовской области от 22 марта 2012 г. № 26-ЗСО «Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы - дня особого поминовения усопших», в Правилах подсчета трудового стажа среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии, не указаны.

Как следует из положений ст. 1 Закона Саратовской области от 22 марта 2012 г. № 26-ЗСО «Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы - дня особого поминовения усопших» в целях содействия сохранению традиций духовной культуры граждан и в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» объявлен нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоница - день особого поминовения усопших, приходящийся на 9-й день после Пасхи, согласно приложению к настоящему Закону.

Таким образом, решение ответчика об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов, указанных выше, является незаконным.

С учетом включения указанных периодов в специальный стаж у истицы по состоянию на <дата> имелся 30-летний стаж на соответствующих видах работ в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Согласно ч.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно Приложению 7 в случае возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.19-21 ч.1 ст. 30, п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ в 2020 году срок назначения пенсии не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В связи с чем пенсия истице может быть назначена с <дата>.

С учетом изложенного выше уточненные исковые требования подлежат удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Калюжной О.В. к Государственному учреждению- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии за лечебную деятельность и об обязании назначения этой пенсии удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности в части не включения периодов: работы с <дата> по <дата> (в том числе отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с <дата> по <дата>, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с <дата> по <дата>) в должности медсестры <данные изъяты>, дополнительных дней «Радоницы»: 24.04.2012 года, 14.05.2013 года, 29.04.2014 года, 21.04.2015 года, 10.05.2016 года, 25.04.2017 года, 17.04.2018 года, 07.05.2019 года, 28.04.2020 года, 03.05.2022 года.

Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (ОГРН 1026403348014 ИНН/КПП 6452024495/645401001) включить в стаж лечебной деятельности Калюжной О.В. (паспорт , выдан <адрес> <дата>) периоды работы с <дата> по <дата> (в том числе отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с <дата> по <дата>, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с <дата> по <дата>) в должности медсестры <данные изъяты>, дополнительные дни «Радоницы»: 24.04.2012 года, 14.05.2013 года, 29.04.2014 года, 21.04.2015 года, 10.05.2016 года, 25.04.2017 года, 17.04.2018 года, 07.05.2019 года, 28.04.2020 года, 03.05.2022 года.

Установить факт наличия 30-летнего стажа на соответствующих работах в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения на <дата>.

Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области назначить Калюжной О.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.05.2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2022 года.

Судья     М.Н. Маштакова                                                                                    

2-2625/2022 ~ М-2196/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калюжная Ольга Владимировна
Ответчики
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
Другие
Беляева Наталья Валерьевна
Халяпина Татьяна Петровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Маштакова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2022Подготовка дела (собеседование)
02.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2022Судебное заседание
06.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее