Судья: Бурыкина Е.В. № 33а-7674/2024
УИД: 63RS0018-01-2023-001984-72
№ 2а-1982/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Пудовкиной Е.С., Чирковой Е.А.
при секретаре Павлове К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сараева М.А., Халисланова А.В., Герасимова И.О. обратились в суд с административным иском к администрации г.о. Новокуйбышевск о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Новокуйбышевск, возложении обязанности.
В обоснование административного иска истцами указано, что им каждому на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером № площадью 858 кв.м, с кадастровым номером № площадью 858 кв.м, с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для сельхозяйственного использования.
Административные истцы обратились в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.о. <адрес> при администрации г.о. Новокуйбышевска в части разрешения на изменение границ территориальной зоны СХ-1 – зоны сельскохозяйственных угодий на зону Ж-5 – зона пойменных садоводческих и огородных участков.
Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Новокуйбышевск с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы г.о.Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №» им было отказано в изменении границ территориальных зон.
Основанием для отклонения в изменении территориального зонирования земельного участка стало то, что рассматриваемая территория по генеральному плану г.о. Новокуйбышевск, утвержденному решением Думы г.о. Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ относится к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий. Административные истцы считают отказ противоречащим действующему законодательству.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административные истцы, просили суд признать незаконным подпункты 3, 8, 9, 16 подпункта 1.2. постановления администрации городского округа Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, городского округа <адрес> с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы городского округа Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №» в части отклонения предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области и обязать администрацию городского округа Новокуйбышевск устранить нарушения прав и свобод путем возобновления рассмотрения заявлений по предложению о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области по изменению территориального зонирования земельных участков в течении месяца, со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Новокуйбышевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ требования административных истцов удовлетворены, признаны незаконными подпункты 3, 8, 9, 16 подпункта 1.2. постановления администрации городского округа Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы городского округа Новокуйбышевск от 19 июня 2008 г. № 490» в части отклонения предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области. Возложена обязанность устранить данное нарушение прав и свобод заявителей путем повторного рассмотрения заявлений Сараевой М.А., Халислановой А.В., Герасимовой И.О. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения, направив сведения об исполнении решения суда в Новокуйбышевский городской суд Самарской области и административным истцам (т. 1 л.д. 94-99).
В апелляционной жалобе администрация городского округа Новокуйбышевск в лице представителя по доверенности Ивлева Д.В. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что судом не были надлежащим образом исследованы и оценены обстоятельства по делу и неправильно применены нормы материального права (т. 1 л.д. 110-116).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности Злобин В.В., апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Указанные обстоятельства должны быть установлены судом в совокупности.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Сараевой М.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, по адресу: <адрес>; Халислановой А.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 858 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 858 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, по адресу: <адрес>; Герасимовой И.О. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 18-33).
Из материалов дела следует, что Сараева М.А., ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.о. <адрес> при Администрации г.о. <адрес> с предложением о внесении в Правила землепользования и застройки г. о. <адрес> в части изменения границ территориальных зон, в которых находится принадлежащий ей на праве собственности земельный участок №, с территориальной зоны СХ-1 – зона сельскохозяйственных угодий на территориальную зону Ж-5 — зона пойменных садоводческих и огородных участков.
Также с аналогичными заявления обратились Герасимова И.О. и Халисланова А.В., предлагая внести в Правила землепользования и застройки г.о. <адрес> изменения в части изменения границ территориальных зон, в которых находятся принадлежащие им на праве собственности земельные участки №.
В соответствии с заключением по итогам заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.о. Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ принято единогласное решение об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа <адрес> с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы городского округа Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №, в порядке и сроки, утвержденные действующим законодательством (т. 1 л.д. 144-163). Отказано в изменении территориального зонирования земельного участка, так как рассматриваемая территория по Генеральному плану г.о. <адрес>, утвержденному решением Думы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ относится к функциональной зоне – Зона сельскохозяйственных угодий (т. 1 л.д. 144-163).
Постановлением администрации г.о. Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Новокуйбышевск с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы г.о.Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №» на основании рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.о. Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ Подпунктами 3, 8, 9, 16 подпункта 1.2. приложения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы городского округа Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №» отклонены предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы городского округа Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №, в порядке и сроки, утвержденные действующим законодательством, согласно приложению к постановлению» (т. 1 л.д. 5-17, 128-143).
Основанием для отклонения в изменении территориального зонирования земельных участков с кадастровыми номерами № стало то, что рассматриваемая территория не соответствует генеральному плану г.о. Новокуйбышевск, утвержденному решением Думы г.о. Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ Земельные участки относятся к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий.
Удовлетворяя требования административного иска по настоящему делу, суд первой инстанции, проанализировав нормы земельного и градостроительного законодательства, пришел к выводу о том, что подпункты 3, 8, 9, 16 подпункта 1.2. постановления администрации городского округа Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы городского округа Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №» в части отклонения предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области не соответствует закону и нарушают права административных истцов, поскольку административным органом нарушена процедура принятия оспариваемого постановления в виду не проведения публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела,
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительное зонирование согласно Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков (пункты 6, 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на которой отображаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункты 6, 7, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой эта процедура осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), с учетом особенностей, установленных статьей 33.
Пунктом 2 части 2 статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Из части 3.3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день возникновения правоотношений) целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 2 и частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или) в случае однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии не требуются.
Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений названного Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с названным Кодексом не требуется.
Аналогичные требования о порядке проведения публичных слушаний при рассмотрении обращений граждан об изменении границ территориальных зон закреплены в Положении о публичных слушаниях в городском округе Новокуйбышевск Самарской области, утвержденных Решением Думы городского округа Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции № от ДД.ММ.ГГГГ
Так, согласно, пункту 3.1 Положения на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы градостроительной деятельности: проект генерального плана городского округа и внесение в него изменений; проект правил землепользования и застройки и внесение в них изменений; проекты планировки территорий и внесение в них изменений; проекты межевания территорий и внесение изменений в них; проекты правил благоустройства городского округа и внесение изменений в них; проекты решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; проекты решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкция объектов капитального строительства; вопросы о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
В нарушение приведенных выше норм публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки не были проведены, таким образом нарушена процедура принятия оспариваемого постановления.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что подпункты 3, 8, 9, 16 подпункта 1.2. постановления администрации городского округа Новокуйбышевск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области с включением территории 220 га, утвержденные решением Думы городского округа Новокуйбышевск от ДД.ММ.ГГГГ №» в части отклонения предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Новокуйбышевск Самарской области не соответствует закону и нарушают права административных истцов.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, оснований для переоценки выводов суда по доводам жалобы не имеется.
При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, и применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы суда первой инстанции являются верными, основаны на приведенном правовом регулировании, в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты.
Апелляционная жалоба, каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу решения, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам жалобы, выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Судьи: