УИД: 71RS0№-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2023 года г. Тула
Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Колосковой Л.А.,
при секретаре Овчинниковой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2426/2023 по иску Овчинниковой Юлии Юрьевны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение меры социальной поддержки и обязании ее предоставления,
у с т а н о в и л:
Овчинникова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение меры социальной поддержки и обязании ее предоставления.
В обоснование заявленных требований указала на то, что с 13.05.2022 является ветераном труда. 02.06.2022 она обратилась в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ей как ветерану труда, меры социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты. Однако в предоставлении этой меры социальной поддержки ей было отказано.
На основании изложенного, просила суд признать за Овчинниковой Ю.Ю. право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Овчинниковой Ю.Ю. меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с 02.06.2022.
Истец Овчинникова Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена в установленном законом порядке.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Тульской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда и социальной защиты Тульской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения извещалось в установленном законом порядке, причин неявки суду не сообщили.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Овчинникова Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ей выдано соответствующее удостоверение серии Т-V №.
Из письменного сообщения ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Овчинникова Ю.Ю. является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.
02.06.2022 Овчинникова Ю.Ю. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.
Решением отдела социальной защиты населения ГУ ТО «Управление социальной зашиты населения Тульской области» №30/16-1/548 от 06.06.2022 Овчинниковой Ю.Ю. в предоставлении указанной меры социальной поддержки отказано, поскольку она не достигла возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии, а также возраста 55 лет.
Не согласившись с данным отказом, Овчинникова Ю.Ю. обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (ст. 8 Федерального закона «О ветеранах»).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно ст.13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В силу ст.7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере, определяемом в постановлении Правительства Тульской области.
При этом в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, в том числе, достижение определенного возраста или получение какого-либо вида пенсии, достаточно наличия самого статуса гражданина «Ветеран труда».
В Федеральном законе №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам.
С 1.01.2015 года вступил в действие Федеральный закон №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Согласно ч.3 ст.36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.
В ст.8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
Основанием для отказа Овчинниковой Ю.Ю. в предоставлении указанной меры социальной поддержки послужил тот факт, что она не достигла возраста, дающего право на трудовую пенсию и возраста 55 лет.
Между тем, суд считает, что указанная правовая позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеназванные правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения вышеуказанных норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению его прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Разрешая требования истца о предоставлении мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установив, что законодатель при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст.3 ЗТО от 28.12.2004 №493-ЗТО), установил дополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, а получение льгот, замененных денежной компенсацией (ст.7 ЗТО от 28.12.2004 №493–ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил, суд приходит к выводу о нарушении ГУ ТО «УСЗН Тульской области» прав ветерана труда Овчинниковой Ю.Ю., выразившихся в необоснованном отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании ст.7 ЗТО от 28.12.2004 №493-ЗТО по причине отсутствия пенсионного возраста, поскольку действующее правовое регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой меры социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который был обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании за ней права и возложении на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты предусмотренной ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 №493-ЗТО, подлежат удовлетворению.
В соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2020 №598 «Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку Овчинникова Ю.Ю., имеющая удостоверение «Ветеран труда» с 13.05.2022, в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки по ст.7 закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области обратилась 02.06.2022, следовательно, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с 02.06.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Овчинниковой Юлии Юрьевны - удовлетворить.
Признать за Овчинниковой Юлией Юрьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право на ежемесячную денежную выплату согласно ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Овчинниковой Юлии Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, ежемесячную денежную выплату согласно ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 02 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий