Дело № 2-471/2022
УИД 21RS0004-01-2022-000605-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 г. пгт Вурнары
Чувашская Республика
Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Свиягиной В.В.
при секретаре Петрове О.С.
с участием заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Дмитриевой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Ивановой М.Е., Иванова С.А., Ивановой С.А. к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Вурнарского района Чувашской Республики в лице заместителя прокурора ФИО6 в интересах Ивановой М.Е., Иванова С.А., Ивановой С.А. обратились в суд с иском и просили обязать администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики предоставить семье Ивановых: Ивановой М.Е., Иванова С.А., Ивановой С.А. во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, по договору социального найма по установленным нормам предоставления на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики.
В обоснование исковых требований указал следующее.
<адрес> по поступившему обращению Ивановой М.Е. проведена проверка соблюдения ее жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Иванова М.Е. зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес> (Сельхозтехникум), <адрес>, в квартире общей площадью 55,93 кв.м., в которой ей принадлежит 1/3 доля в праве собственности, другими собственниками являются Иванов С.А. и Иванова С.А. (по 1/3 доле в праве собственности). Указанные лица зарегистрированы по месту жительства по данному адресу, другого жилья не имеют. Заключением межведомственной комиссии при администрации Вурнарского района от 07.05. 2015 г. квартира признана непригодной для проживания. Из технического заключения специализированной организации ООО «Проектно-сметное бюро» на момент осмотра в 2018г. <адрес> признан непригодным для проживания, техническое состояние дома признано недопустимым для проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразным. Иванова М.Е. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как малоимущая с ДД.ММ.ГГГГг., постановлением администрации Вурнарского городского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № очередность переоформлена на Иванова С.А. (сына Ивановой М.Е.) в составе семьи 5 человек. Иванова М.Е. входит в состав семьи Иванова С.А., проживет совместно. Иск прокурором подан в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Прокурор в лице заместителя прокурора Вурнарского района ФИО6 в судебном заседании иск поддержала по изложенным основаниям и просила его удовлетворить.
Истцы Иванова М.Е., Иванов С.А., Иванова С.А. в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика в лице главного специалиста –эксперта администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики ФИО7, действующей в суде на основании доверенности, исковые требования признала, так как семья Ивановых признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, им должно быть предоставлено жилье во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия; Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определить категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с указанной нормой жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленных данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются и с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).
По договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.53, 55 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Вместе с тем законодатель для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не любым лицам, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В силу пункта 6 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относиться к вопросам местного значения муниципальных районов.
В силу указанного на ответчике – администрации Вурнарского городского поселения лежит обязанность по предоставлению жилья малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Иванова М.Е., Иванов С.А., Иванова С.А. зарегистрированы по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, пгт Вурнары, <адрес>. Они являются собственниками указанной квартиры, им принадлежит по 1/3 доле в праве собственности на квартиру (л.д. 30-34, 38-39, 40-41, 42, 45).
Сведения о наличии у истцов иного жилого помещения суду не представлено.
То обстоятельство, что Иванов С.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Вурнарского городского поселения <адрес> Чувашской Республики, подтверждается сведениями, содержащимися в учетном деле на семью Ивановых, представленном в суд ответчиком (л.д.98-147).
В частности, из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Вурнарского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГг., утвержденного постановлением главы администрации Вурнарского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что Иванов С.А., зарегистрированный по адресу: <адрес> (Совхозтехникум), <адрес>, перерегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании заявления, о чем он в письменном виде уведомлен (л.д.140-142, 22, 23-24.).
В списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном главой администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, Иванов С.А. значится под № (л.д. 13-19).
Согласно сообщения администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района от ДД.ММ.ГГГГг. №, Иванова М.Е., проживающая по адресу: <адрес> (С/техникум 18-1), с заявлением в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась, в списках нуждающихся на улучшение жилищных условий стоит по данному адресу с 1994г. под № Иванов С.А., к списку приобщена копия списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг (л.д.12, 13-20).
Семья Ивановых признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается представленным ответчиком документом, именуемым «Расчеты для признания Иванова С.А. малоимущим в целях предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма».
То обстоятельство, что жилой <адрес>, расположенный по <адрес> Чувашской Республики, в котором собственниками <адрес> являются истцы Ивановы, непригоден для проживания, подтверждается следующими доказательствам.
Из акта обследования жилого помещения (названной квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного и подписанного членами Межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на момент осмотра жилой <адрес> Чувашской Республики, год постройки 1965, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ физический износ- 77%, основные несущие конструкции и конструктивные элементы жилого дома имеют значительные повреждения, с учетом общего технического состояния рекомендовано признать жилой дом не пригодным для проживания (л.д. 35-36).
Заключением межведомственной комиссии <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан непригодным для проживания (л.д. 37). Законность и обоснованность данного заключения не оспаривается.
По техническому заключению ООО «Проектно-сметное бюро», данному по результатам обследования одноэтажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в 2018г. общий физический износ составляет 73 %, дом является непригодным для проживания, проведение капитального ремонта жилого дома признано нецелесообразным (л.д. 48-79).
Сторонами не оспаривается названное техническое заключение, а у суда не имеется оснований сомневаться в правильности выводов заключения, поскольку оно в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных специализированной организацией.
Как следует из Распоряжения Главы администрации Вурнарского городского поселения Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. №, принято решение о расселении граждан, проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях, в числе которых значится и жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес> (Приложение№) (л.д.133- 134).
Между тем, до настоящего времени администрацией Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики семье Иванова С.А. другое благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предоставлено.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из имеющегося в учетном деле постановления главы администрации Вурнарского городского поселения <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилья по договору социального найма на одного человека в размере 16 квадратных метров общей площади жилого помещения (л.д.94)
Таким образом, учитывая приведенные выше нормы права и установленные обстоятельства по делу, суд считает исковые требования прокуратуры Вурнарского района в интересах Ивановой М.Е., Иванова С.А., Ивановой С.А. к администрации Вурнарского городского поселения <адрес> Чувашской Республики обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры Вурнарского района Чувашской Республики в интересах Ивановой М.Е., Иванова С.А., Ивановой С.А. к администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики предоставить семье из трех человек: Ивановой М.Е., Иванова С.А., Ивановой С.А., зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, во внеочередном порядке отдельное благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, по договору социального найма по установленным нормам предоставления на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в размере 16 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий