Дело № 2-164/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 22 сентября 2020 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Поповой А.А., с участием:
прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) о возложении обязанностей по проведению мероприятий по оснащению объектов подключенных к системам централизованного теплоснабжения, приборами учета тепловой энергии и введению их в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная района больница» (далее по тексту – ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ») с вышеизложенными требованиями указав, что во исполнение указания Прокуратуры Республики Саха (Якутия), прокуратурой Верхневилюйского района была проведена проверка соблюдения организациями Верхневилюйского района требований законодательства об энергосбережении. В ходе прокурорской проверки установлено, что объекты ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ», которые подключены к системам централизованного теплоснабжения, в нарушение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не оснащены приборами учета тепловой энергии. Поскольку необходимость установки приборов учета тепловой энергии обусловлена требованиями федерального законодательства с целью экономии бюджетных средств на потребление тепловой энергии в бюджетных учреждениях, а также обеспечения учета тепловой энергии, бездействием ответчика нарушены интересы Российской Федерации на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов. В связи с чем прокурор в своем иске поданной в интересах Российской Федерации просит обязать ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по оснащению объектов ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» подключенных к системам централизованного теплоснабжения, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение приборов в эксплуатацию.
Определением суда от 27 августа 2020 года на основании ходатайства старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Макаровой И.М., в качестве соответчика по делу привлечено Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Ответчики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания явку своих представителей в суд не обеспечили и не известил суд об уважительности причин не явки представителей.
Ответчик - ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» отзыв, а также возражение относительно предъявленного иска не предоставило.
Ответчик - Министерство здравоохранения РС (Я) предоставило возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения РС (Я) отказать, мотивируя это тем, что Министерством здравоохранения РС (Я) издан приказ № 01-07/919 от 11 июля 2018 года «О проведении мероприятий по заключению энергосервисных контрактов», которым подведомственным медицинским организациям было поручено обеспечить проведение мероприятий энергосервисных контрактов. Данный приказ был доведен и до главного врача ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ». Таким образом, Министерство здравоохранения РС (Я) свое обязательство по проведению мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности в подведомственных медицинских организациях исполнил в полном объеме. Обязанность заключения энергосервисных контрактов возложена на подведомственные министерству медицинские организации, а оплата контрактов производится из средств предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности данных организаций.
При указанных обстоятельствах суд, с учетом мнения явившегося участника судебного заседания, руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, с вынесением по делу заочного решения.
В судебном заседании прокурор Слепцов П.Н. заявленные им требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 261-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии ч. 8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3-7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3-7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергоснабжении. По итогам проверки установлено, что 37 (тридцать семь) объектов ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ», а именно: больничный комплекс на 50 мест коек с поликлиникой; канализационный сборник; здание насосной станции; пожарный резервуар № 1; пожарный резервуар № 2; станция обеззараживания стоков (резервуар № 3); здание ФАП села Балаганах; здание детской консультации; здание стоматологии и наркологии; пожарная емкость стоматологии; здание насосной стоматологии; гараж туберкулезной больницы; пансионат туберкулезной больницы; прачечная туберкулезной больницы; спальный корпус туберкулезной больницы; здание акушерского отделения; гараж скорой медицинской помощи; здание детского отделения; здание инфекционного отделения; здание кухни; здание рентгенкабинета; здание прачечной; здание теплого медицинского склада; здание хирургического отделения; здание пункта переливание крови; гараж в селе Далыр; здание амбулатории в селе Далыр; здание больницы в селе Далыр; здание ФАП села Мейик; здание больницы в Намском наслеге; здание амбулатории в селе Оросу; здание больницы села Тамалакан; гараж больницы села Тамалакан; гараж больницы села Тобуйа; здание ФАП села Харбалах; здание амбулатории села Хоро; здание кухни-прачечной в селе Хоро, которые подключены к системам централизованного теплоснабжения, не оснащены приборами учета тепловой энергии.
25 мая 2020 года прокурором района в адрес руководителя ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако представление прокурора фактически оставлено без удовлетворения, приборы учета тепловой энергии на объектах не установлены.
В соответствии ч. 5 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу п. 6 ст. 7 Закона № 261-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения РС (Я), утвержденного Указом Главы РС (Я) от 27 декабря 2016 года № 1637, Министерство здравоохранения РС (Я) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), участвующим в проведении государственной политики и осуществляющим управление в области охраны здоровья населения. При этом в силу пунктов 3.33.6, 3.22.7 и 3.41 Положения на Министерство здравоохранения РС (Я) возложены полномочия по разработке государственной программы и подпрограммы государственной программы по укреплению и развитию материально-технической базы, энергосбережению и энергетической эффективности подведомственных организаций, осуществлению деятельности по укреплению материально-технической базы, проведению капитального строительства и капитального ремонта, противопожарных мероприятий, мероприятий по энергосбережению, энергетической эффективности, предупреждению чрезвычайных ситуаций в Министерстве и подведомственных организациях, а также функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» является подведомственным учреждением Министерства здравоохранения РС (Я). Кроме того, Министерство здравоохранения РС (Я) также является единственным учредителем ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ». Финансируется ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» за счет республиканского государственного бюджета и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность согласно утвержденному Министерством здравоохранения РС (Я) плану.
При указанных обстоятельствах ответчики в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, а также ст. 210, ч. 1 ст. 296, ч. 3 ст. 298 ГК РФ обязаны обеспечить оснащение объектов ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ», подключенных к системам централизованного теплоснабжения приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками не представлено в суд доказательств подтверждающих, что указанные в иске объекты оборудованы приборами учета тепловой энергии, либо такому оснащению не подлежат, поскольку являются ветхими, аварийными, либо подлежащими сносу или капитальному ремонту.
Не оснащенность объектов ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ», подключенных к системам централизованного теплоснабжения приборами учета используемой тепловой энергии противоречит принципам государственной политики Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что ведет к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и необоснованному перерасходу бюджетных средств. Тем самым, бездействием ответчиков, безусловно нарушены интересы Российской Федерации на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает требования прокурора об установлении срока для исполнения решения в 6 (шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом объема, характера мероприятий, которые необходимо будет провести ответчикам, а также особенностей финансирования бюджетных организаций, является для них чрезмерно коротким для исполнения, потому приходит к выводу необходимости предоставления ответчикам более длительного срока для исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При подаче искового заявления в суд прокурор в силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются также государственные органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Поскольку Министерство здравоохранения РС (Я) является исполнительным органом государственной власти, оно подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Соответственно, государственная пошлина подлежит к взысканию только с ответчика ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. - удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная района больница» и Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обеспечить оснащение объектов ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ», подключенных к системам централизованного теплоснабжения, а именно:
- больничный комплекс на 50 мест коек с поликлиникой, канализационный сборник, здание насосной станции, пожарный резервуар №, пожарный резервуар №, станцию обеззараживания стоков (резервуар №), расположенные по адресу: <адрес>;
- здание ФАП села Балаганах, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание детской консультации, расположенное по адресу: <адрес> «а»;
- здание стоматологии и наркологии, расположенное по адресу: <адрес> «б»;
- пожарную емкость стоматологии, здание насосной стоматологии, расположенные по адресу: <адрес>;
- гараж туберкулезной больницы, пансионат туберкулезной больницы, прачечную туберкулезной больницы, спальный корпус туберкулезной больницы, расположенные по адресу: <адрес>;
- здание акушерского отделения, расположенное по адресу: <адрес>;
- гараж скорой медицинской помощи, расположенный по адресу: <адрес>;
- здание детского отделения, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание инфекционного отделения, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание кухни, расположенное по адресу: <адрес> «а»;
- здание рентгенкабинета, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание прачечной, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание теплого медицинского склада, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание хирургического отделения, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание пункта переливание крови, расположенное по адресу: <адрес>;
- гараж в селе Далыр, расположенный по адресу: <адрес>;
- здание амбулатории в селе Далыр, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание больницы в селе Далыр, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание ФАП села Мейик, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание больницы в Намском наслеге, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание амбулатории в селе Оросу, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание больницы села Тамалакан, расположенное по адресу: <адрес>;
- гараж больницы села Тамалакан, расположенный по адресу: <адрес> «а»;
- гараж больницы села Тобуйа, расположенный по адресу: <адрес>;
- здание ФАП села Харбалах, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание амбулатории села Хоро и здание кухни-прачечной села Хоро, расположенные по адресу: <адрес>,
приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная районная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шест тысяч) рублей.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: А.А. Никифоров
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.