РЕШЕНИЕ
а. Кошехабль 10 марта 2022 года
Судья Кошехабльского районного суда Республики Адыгея ФИО5,
с участием:
представителя – юридического лица ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1,
действующей на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультанта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультанта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ОАО «Адыгеянеруд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно указанному постановлению, выявленные нарушения совершены юридическим лицом – ОАО «Адыгеянеруд» ДД.ММ.ГГГГ. Местом совершения правонарушения является площадка № ДСУ, расположенная примерно в 3 500 м на северо-восток от а. <адрес>. В частности административное правонарушение выразилось в несоблюдении:
- ч.ч. 1, 2 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- требования к содержанию программы продовольственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В жалобе, поданной в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея представитель юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1, просит признать постановление государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультанта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.
Представитель юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным. Представила суду ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Государственный инспектор РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультант отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ходатайствовала о рассмотрении жалобы в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителя юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд» ФИО3, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 26.1 КоАП РФ указано, что выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьёй 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административной ответственности в силу ст. 2.10 КоАП РФ подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.
В силу ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования прописаны Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Управления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой выездной проверки», в рамках возложенных на Управление полномочий, в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении ОАО «Адыгеянеруд» проведена плановая выездная проверка, по итогам которой, после получения заключений по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки №-П.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультантом отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 составлен протокол №-П в отношении юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд», согласно которому ОАО «Адыгеянеруд» при осуществлении хозяйственной деятельности, которая наносит вред окружающей среде, утвердило Программу ПЭК не соответствующую требованиям законодательства РФ, а так же руководитель и специалист предприятия, ответственный за экологическую безопасность не имеют обучение по теме «Обеспечение экологической безопасности руководителями специалистами экологических служб и экологического контроля».
Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультанта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ОАО «Адыгеянеруд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. ОАО «Адыгеянеруд» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
В п. 1 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» определено, что программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультантом отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд» вынесено вышеуказанное постановление в отношении ОАО «Адыгеянеруд».
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении ОАО «Адыгеянеруд» к исполнению своих обязанностей.
Нарушений процедуры привлечения ОАО «Адыгеянеруд», как юридического лица, к административной ответственности не установлено.
На основании изложенного следует прийти к выводу, что ОАО «Адыгеянеруд» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ.
Рассматривая вопрос о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ составляет 1 год.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В данном случае, следует считать днем обнаружения административного правонарушения – день составления акта проверки №-П в отношении юридического лица ОАО «Адыгеянеруд», то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультанта отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, ОАО «Адыгеянеруд» привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 8.1 КоАП РФ срока давности, размер назначенного наказания в виде административного штрафа соответствует санкции, установленной ст. 8.1 КоАП РФ, при этом административный штраф назначен в минимальных пределах.
Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Поскольку при рассмотрении жалобы нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, при назначении наказания учтены требования ст. 4.1 КоАП РФ, оснований для изменения или отмены постановления не имеется.
Таким образом, государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультантом отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 принято законное и обоснованное постановление по делу об административном правонарушении №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Адыгеянеруд» к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
в удовлетворении ходатайства представителя юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, отказать.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора, консультантом отдела государственного экологического надзора по <адрес> ФИО2 №-П-1 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – ОАО «Адыгеянеруд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица – ОАО «Адыгеянеруд» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья /подпись/