Дело №
УИД 32RS0020-01-2022-000737-04
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
02 декабря 2022 года п. Навля Брянской области
Судья Навлинского районного суда Брянской области Фирсова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица – главы администрации Навлинского района Брянской области Прудника Александра Александровича на постановление заместителя начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области – заместителя старшего судебного пристава Яковлева Н.М. от 09.06.2022 по делу № 123/22/32033-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица администрации Навлинского района Брянской области (ИНН 3221002202, ОГРН 1023202536070, адрес: рп. Навля Навлинского района Брянской области, ул. Красных партизан, д. 21),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области – заместителя старшего судебного пристава Яковлева Н.М. по делу об административном правонарушении № 123/22/32033-АП от 09.06.2022 юридическое лицо - администрация Навлинского района Брянской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Законный представитель юридического лица – глава администрации Навлинского района Брянской области Прудник А.А. не согласившись с указанным постановлением подал жалобу, в которой просил данное постановление отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указал, что протокол об административном правонарушении № 123/22 от 23.05.2022 не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, так как его содержание не позволяет сделать вывод о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, не установлено место, время, событие административного правонарушения. Указанных сведений не содержит постановление по делу об административном правонарушении. Требование исполнительного документа о предоставлении жилья взыскателю к перечню требований неимущественного характера, предусмотренных главой 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» не отнесено.
Законный представитель администрации Навлинского района Брянской области, извещенный надлежащим образом о дате и времени, в суд не явился, причины неявки не сообщил, заявлений и ходатайств от него не поступило. Кроме того, законный представитель юридического лица – глава администрации Навлинского района Брянской области Прудник А.А. представил дополнения к жалобе, в которых указал, что администрация Навлинского района Брянской области не получала копию определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, а также указал, что администрация Навлинского района Брянской области исполнила решение Навлинского районного суда Брянской области по делу № 2-550/2018 от 17.12.2018 и приобрело для Корпачевой Н.М. жилое помещение общей площадью 35,8 кв.м, 04.03.2022 между администрацией района и Корпачевой Н.М. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Корпачевой Н.М. передано по акту приема-передачи жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Генерала Петренко д.8 кв.97, п. Навля, Брянская область.
Представитель межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещены, причины неявки не сообщили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 6 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 5 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частями 1, 3 ст. 6 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 113 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Постановлением заместителя начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области – заместителя старшего судебного пристава Яковлева Н.М. по делу об административном правонарушении № 123/22/32033-АП от 09.06.2022 юридическое лицо - администрация Навлинского района Брянской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 руб.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для назначения административного наказания, соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Тем самым обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 1-2 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Как установлено в судебном заседании, постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации Навлинского района Брянской области заместителем начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области – заместителем старшего судебного пристава Яковлевым Н.М. вынесено 16.06.2022 в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица.
Определением начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области – старшим судебным приставом Новиковой О.А. от 23.05.2022 назначено рассмотрение дела № 123/22 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации Навлинского района Брянской области на 11 часов 00 минут 09.06.2022.
Согласно сообщению заместителя начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области – заместителя старшего судебного пристава Яковлева Н.М. № 32033/22/99826 от 31.10.2022 указанное определение направлялось в адрес администрации Навлинского района Брянской области на электронную почту, однако, документов, подтверждающих данное обстоятельство в материалы дела не представлено.
Кроме того, законный представитель юридического лица – глава администрации Навлинского района Брянской области Прудник А.А. в дополнении к жалобе указал, что администрация Навлинского района Брянской области не получала копию определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, документы, подтверждающие уведомление юридического лица - администрации Навлинского района Брянской области о времени и месте рассмотрения дела № 123/22 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ 09.06.2022 в 11 час. 00 мин. в деле отсутствует.
Следовательно, в данном случае не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюден, дело рассмотрено без участия законного представителя или защитника юридического лица при том, что они не были извещены о месте и времени его рассмотрения, что повлекло нарушение права на защиту юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, установлено, что 04 марта 2022 г., в срок установленный судебным приставом-исполнителем, администрация Навлинского района Брянской области исполнила решение Навлинского районного суда Брянской области по делу № 2-550/2018 от 17.12.2018 и приобрело для Корпачевой Н.М. жилое помещение общей площадью 35,8 кв.м, между администрацией района и Корпачевой Н.М. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на основании акта приема-передачи от 04.03.2022 Корпачевой Н.М. передано жилое помещение по адресу: ул. Генерала Петренко д. 8 кв. 97, п. Навля, Брянская область, в связи с чем, в действиях администрации Навлинского района Брянской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая во внимание вышеизложенное, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области – заместителя старшего судебного пристава Яковлева Н.М. от 09.06.2022 по делу № 123/22/32033-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица администрации Навлинского района Брянской области – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Навлинского района Брянской области – прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На постановление может быть подана жалоба в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. Фирсова