Дело №2-11/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2013 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Епишиной Н.А.,
с участием: заместителя прокурора Юрлинского района Подкиной Т.В.,
представителя ответчика - главы администрации Усть-Берёзовского сельского поселения Никифорова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Березовского сельского поселения о возложении обязанности по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля,
установил:
прокурор Юрлинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Усть-Березовского сельского поселения о возложении обязанности по разработке и принятию в срок до 01 марта 2013 года административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; земельного контроля за использованием земель поселения; жилищного контроля; контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; лесного контроля; контроля за проведением муниципальных лотерей.
В обоснование поданного иска прокурором указано, что осуществление названных видов контроля, согласно п.п. 5, 6, 20, 27, 32, 35 части первой статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения. Аналогичные положения закреплены в ст.6 Устава Усть-Берёзовского сельского поселения. При этом уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление муниципального контроля является администрация Усть-Берёзовского сельского поселения. В соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации и осуществлению муниципального контроля на соответствующей территории; по организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработке административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2012 № 383-п.
В Усть-Берёзовском сельском поселении нормативные акты в сфере осуществления муниципального контроля не приняты, регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля не разработаны, конкретные должностные лица, либо органы, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в вышеуказанных сферах не определены, что необходимо для осуществления функций по муниципальному контролю, то есть фактически деятельность по осуществлению муниципального контроля не производится. Непринятие администрацией Усть-Березовского сельского поселения необходимых нормативных правовых актов свидетельствует, по мнению прокурора, о бездействии ответчика и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.
В судебном заседании заместитель прокурора Юрлинского района Подкина Т.В. поддержала требования искового заявления, изменив требование о сроке разработки и принятии административных регламентов проведения проверок - до 01 апреля 2013 года. Дополнила, что каждый вид контроля предусмотрен соответствующими Федеральными законами: Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" и Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Представитель ответчика - глава администрации Усть-Берёзовского сельского поселения Никифоров А.А. с заявленными требованиями согласился частично, подтвердив, что ад-
министративные регламенты проведения проверок в настоящее время не приняты, считает, что срок для их разработки и принятия следует установить не ранее 01 мая 2013 года. Пояснил, что в срок до 01 апреля 2013 года они уложиться не смогут: разработке административного регламента по осуществлению контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения препятствует отсутствие в поселении паспортов автомобильных дорог; разработке административного регламента по осуществлению контроля за использованием земель поселения препятствует то, что еще не разработаны Правила землепользования. Дополнил, что разработка и принятие регламентов, не требующих наличие дополнительных документов, будет проведена вовремя. Кроме того, считает, что нет необходимости в разработке и принятии административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, поскольку таковые на территории поселения отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
В соответствии со ст.8.1 Устава муниципального образования «Усть-Берёзовское сельское поселение» уполномоченным органом местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля является администрация Усть-Берёзовского сельского поселения.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с частью первой статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся:
- осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (п.5);
- осуществление муниципального жилищного контроля (п.6);
- осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения (п.20);
- осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения (п. 27);
- осуществление муниципального лесного контроля (п. 32);
- осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей (п.35).
Указанные виды муниципального контроля закреплены в ст.6 Устава муниципального образования «Усть-Берёзовское сельское поселение».
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п.2.1 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с ч.1 ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ст.98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с п.5 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление муниципального лесного контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях" в порядке, установленном муниципальными правовыми актами уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей.
Таким образом, судом установлено, что к полномочиям администрации Усть-Берёзовского сельского поселения относится осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля в этих сферах деятельности администрацией Усть-Берёзовского сельского поселения не разработаны и не приняты.
При таких обстоятельствах суд находит требование прокурора в данной части законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению в указанный им срок.
Рассматривая требование о возложении на ответчика обязанности разработки и принятия административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений в ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" приведен перечень таких территорий. Указанных территорий в Усть-Берёзовском сельском поселении не имеется. Соответственно в разработке и принятии соответствующего административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий нет необходимости.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Усть-Берёзовского сельского поселения Юрлинского муниципального района в срок до 01 апреля 2013 года разработать и принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении следующих видов муниципального контроля:
- за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения;
- жилищного контроля;
- земельного контроля за использованием земель поселения;
- лесного контроля;
- контроля за проведением муниципальных лотерей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца.
Судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова