Дело № 2-1145/2020
УИД 16RS0044-01-2020-003578-83
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 октября 2020 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахмеровой Г.С.,
с участием истца Челнокова П.В., представителей истца Камалетдинова Р.И., Салахиева И.Д.,
представителя ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан Зарипова Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Козиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Челноков П.В. к исполнительному комитету муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Челноков П.В. обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан о включении в состав наследства, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ? долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м., признании права собственности на ? долю в порядке наследования по закону, ? долю в порядке приватизации жилого помещения.
В обосновании требований указано, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Челноков П.В. в общую долевую собственность предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, после смерти которой открылось наследство в виде ? доли в праве на вышеуказанную квартиру.Однако, из-за отсутствия государственной регистрации права долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение нотариус не может выдать свидетельство о праве на наследственное имущество.
Истец Челноков П.В. на судебном заседании поддержал исковые требования.
Представители истца на судебном заседании просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан на судебном заседании признал исковые требования.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 7 силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
В силу пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Судом установлено, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, Челноков П.В. передано в общую долевую собственность по ? доли каждому жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, после смерти которой, открылось наследство, в виде 1/2 доли на вышеуказанное жилое помещение.
Согласно сведениям нотариуса Чистопольского нотариального округа ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, после смерти ФИО1, наследником принявшим наследство является сын Челноков П.В.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Принимая во внимание, что вышеуказанное жилое помещение предоставлены на праве долевой собственности ФИО1, Челноков П.В. по ? доли в праве каждому, однако в установленном порядке не было зарегистрировано право общей долевой собственности.
Исходя из положений статей 2, 7, 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и правовой позиции, содержащейся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации", включение жилого помещения в наследственную массу возможно только в том случае, когда наниматель выразил волю на его приватизацию в виде заявления, подал это заявление в государственный орган, занимающийся приватизацией с приложением всех необходимых документов, но не успел оформить договор о передаче жилого помещения по причинам от него независящим.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Таким образом, ФИО1 при жизни выразила волю на приватизацию жилого помещения, что подтверждает договор на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, Челноков П.В., в общую долевую собственность по ? доле в праве, общей площадью 29,5 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, однако договор на передачу жилого помещения в собственность не был зарегистрирован в надлежащем порядке, следовательно, суд приходит к выводу о включении в состав наследства ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ ? долю в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение, а также признании за Челноков П.В. право собственности в праве общей долевой собственности на 1/2 доли жилого помещения в порядке приватизации, 1/2 доли в порядке наследования после смерти ФИО1, поскольку истец является единственным наследником, принявшим наследство, и свидетельствует о том, что ФИО1 своими действиями создала для себя соответствующие правомочия, которые могут быть унаследованы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Челноков П.В. удовлетворить.
Включить в состав наследства ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 29,5 кв.м., в том числе жилой 15,7 кв.м.
Признать за Челноков П.В. право собственности в праве общей долевой собственности на жилое помещение (кадастровый №), общей площадью 29,5 кв.м., в том числе жилой 15,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на ? долю в порядке приватизации, и ? долю в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ахмерова Г.С.