Дело № 2-236/2015 год В окончательной форме решение
принято 14.07.2015 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Торопецкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи А. А. Мохова
при секретаре Ермолаевой С. П.,
с участием истца Николаевой В. М.,
ответчиков Роман В. В. и Осипова С. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Торопце Тверской области 9 июля 2015 года гражданское дело по иску Николаевой В. М. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области, Администрации города Торопец Тверской области, Товариществу собственников жилья «Рассвет», Роман В. В., Леоновой О. В., Антиповой Л. Х., Осипову С. В. о признании недействительной регистрации юридического лица - Товарищества собственников жилья «Рассвет»,
УСТАНОВИЛ:
Николаева В. М. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области, Администрации г. Торопец Тверской области, Роман В. В., Леоновой О. В., Антиповой Л. Х., Осипову С. В. о признании недействительной регистрации юридического лица – ТСЖ «Рассвет» 19.06.2009 года.
В исковом заявлении указала, что 19.06.2009 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области зарегистрировано юридическое лицо - ТСЖ «Рассвет», о чем выдано свидетельство №. Данная регистрация ТСЖ «Рассвет» осуществлена на основании протокола № 1 общего собрания собственников жилых помещений дома № по <адрес> от 27.05.2009 года.
Между тем, данный протокол оформлен с нарушениями, поскольку при его составлении присутствовал сотрудник Администрации г. Торопца У. без доверенности и указания должности. В протоколе также отсутствуют выступления, мнения собственников жилых помещений по повестке дня, Устав Товарищества не обсуждался. Кроме того, к протоколу не приложены: список регистраций собственников жилых помещений в вышеуказанном доме с подтверждением их прав на участие в собрании и голосовании; список голосования; заявления о вступлении в члены общества, что является нарушением требований ЖК РФ. Также, группа лиц, составившая протокол сами из себя выбирает: трех членов правления – Роман В. В., Антипову Л. Х., Леонову О. В. (но не выбирает председателя правления ТСЖ); ревизора С., которая числится таковым, но фактически не работает. При этом последняя не может являться членом ТСЖ, поскольку незаконно является собственником квартиры № в доме № по <адрес>.
Кроме того, налоговый орган уполномочил не являющегося собственником жилья в вышеуказанном доме Осипова С. В. действовать от имени ТСЖ «Рассвет» без доверенности, что также противоречит требованиям ЖК РФ.
Считает, что регистрация ТСЖ «Рассвет» произведена незаконно, чем нарушены ее права и законные интересы.
Определением Торопецкого районного суда Тверской области от 22.06.2015 года по данному гражданскому делу в качестве соответчика привлечено ТСЖ «Рассвет».
Истец Николаева В. М. в судебном заседании заявленные требования и изложенные в исковом заявлении обстоятельства поддержала, пояснив, что регистрация ТСЖ «Рассвет» произведена регистрирующим органом незаконно, поскольку для регистрации Товарищества были представлены недействительные документы, в том числе протокол общего собрания собственников жилья многоквартирного дома № по <адрес>. Так, при проведении общего собрания отсутствовал кворум, а указание в данном протоколе 56 % присутствующих лиц из числа собственников жилых помещений в доме не соответствует действительности.
Ответчики Роман В. В. и Осипов С. В. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что 27.05.2009 года проводилось общее собрание собственников жилья дома № по <адрес>, на котором присутствовала Николаева В. М. На данном собрании было принято решение о создании ТСЖ «Рассвет», а также составлены документы, необходимые для его регистрации в качестве юридического лица. В последующем для регистрации ТСЖ «Рассвет» налоговому органу были представлены все необходимые документы, на основании которых была произведена регистрация ТСЖ «Рассвет». При этом ответчик Роман В. В. просила применить исковую давность к требованиям истца, указав, что Николаева В. М. о создании ТСЖ знала с момента проведения собрания 27.05.2009 года, а также оплачивала коммунальные услуги по квитанциям ТСЖ «Рассвет», в том числе в 2011 году.
Ответчик Леонова О. В., представители ответчиков - Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области, Администрации г. Торопец Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о чем имеются расписки, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные заявления. При этом ответчик Леонова О. В. в удовлетворении исковых требований просила отказать, представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области решение по делу оставил на усмотрение суда.
Ответчик Антипова Л. Х., представитель ответчика - ТСЖ «Рассвет» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Николаевой В. М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.48 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ст.51 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из ст.2 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
В ч.1 ст.5 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) приведен перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
Как предусмотрено ст.9 приведенного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 11 приведенного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент создания Товарищества) предусмотрено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.12 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент создания Товарищества) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
Согласно ст.13 вышеназванного Федерального закона государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно ст.46 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как предусмотрено ст.48 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В соответствии со ст.135 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.
Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.
Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.
Согласно ст.136 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
В силу ч.1 ст.143 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Из ст.144 ЖК РФ следует, что органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Как следует из ст.145 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; определение размера вознаграждения членов правления товарищества; принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.
Как предусмотрено ст.147 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества.
Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.
Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.
Заседание правления товарищества собственников жилья признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления товарищества. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.
В соответствии со ст.148 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) в обязанности правления товарищества собственников жилья входят: соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества; контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их; заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; созыв и проведение общего собрания членов товарищества; выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.
Согласно ст.149 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.
В силу ст.150 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент регистрации Товарищества) ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.
Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья: проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества; представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.
Из материалов дела усматривается, что Николаева В. М. является собственником квартиры №, а С. собственником квартиры №, расположенных в доме № по <адрес>, что следует из договоров, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.50,88-89).
27.05.2009 года состоялось общее собрание собственников жилых помещений о создании ТСЖ в многоквартирном доме № по <адрес>. На собрании присутствовало 56 % собственников жилых помещений, на собрание приглашен представитель собственника жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности - представитель Администрации г. Торопца У. На данном собрании приняты решения: об избрании счетной комиссии в составе Леоновой О. В. и П.Е.И.; о создании ТСЖ «Рассвет» и передаче дома в его управление; о принятии Устава ТСЖ «Рассвет»; об избрании в правление ТСЖ Роман В. В., Леоновой О. В., Антиповой Л. Х.; об избрании в ревизионную комиссию С.; об уведомлении собственников о всех принимаемых ТСЖ и правлением решениях, путем вывешивания в подъездах на обзорных местах; об определении места хранения протоколов и решений собственников и других документов, связанных с действием ТСЖ у члена правления Роман В. В. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом № 1 от 27.05.2009 года (л.д.75-78).
В соответствии с протоколом заседания правления ТСЖ «Рассвет» от 27.05.2009 года на повестке дня решены вопросы об избрании председателем ТСЖ Осипова С. В., бухгалтером Ч.М.А. При этом все вопросы, связанные с регистрацией ТСЖ «Рассвет», правление уполномочило решать члена ТСЖ Роман В. В. (л.д.79-81).
Согласно учредительному договору, Уставу ТСЖ «Рассвет» последнее создано для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (п.2.1 Устава). Высшим органом управления Товарищества является общее собрание, руководство текущей деятельностью Товарищества осуществляет правление. Контроль за работой правления, соблюдением им действующего законодательства, требований Устава и решений общего собрания осуществляет ревизионная комиссия (п.п.8.1-8.3 Устава). Также, Уставом предусмотрены права и обязанности Товарищества, определено общее имущество в многоквартирном доме, определены вопросы членства в Товариществе, а также права и обязанности членов, регламентированы полномочия органов управления Товарищества и иные вопросы (л.д.55,63-74).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельством налогового органа, распиской подтверждается, что ТСЖ «Рассвет» зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области в качестве юридического лица 19.06.2009 года с присвоением ОГРН №. При этом для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании ТСЖ учредителем Роман В. В. в регистрирующий орган представлены: заявление от 15.06.2009 года, квитанция об оплате государственной пошлины, протокол с Уставом и протокол заседания правления от 27.05.2009 года (л.д.52,57,62).
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 30.12.2013 года, вступившим в законную силу 12.02.2014 года отказано в удовлетворении исковых требований Николаевой В. М. к ТСЖ «Рассвет» и соответчикам М.О.В., С.А.С., Е.М.Н., О.В.С., О.Н.В., Х.Е.Г., Х.А.В., Леоновой О. В., Г.Д.Д., Г.Л.С., Г.Д.В., С., П.Е.И., П.В.Г., П.Г.В., П.Н.В., А.И.В., К.В.Я., И.Н.А., И.М.П., А.Л.А., Роман В. В., Ф.Е.П., Р.В.П., М.Г.А., М.Е.Я., М.А.Е., Н.Р.Н., Н.С.В., Д.Т.П., Д.А.В., Д.А.А., Д.О.А., К.В.Н., К.В.М., К.Е.В., К.Т.В., В.Т.В., Н.А.М. о признании недействительными протокола общего собрания № 1 от 27.05.2009 года, протокола общего собрания от 07.01.2011 года, протокола общего собрания от 20.04.2011 года, протокола общего собрания от 17.10.2011 года, протокола общего собрания от 12.01.2012 года, о признании недействительными протоколов заседания правления от 04.07.2011 года, протокола заседания правления от 17.10.2011 года и восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи исковых заявлений, о признании недействительным протокола заседания правления от 24.10.2013 года и протокола отчетно-выборного собрания от 24.10.2013 года.
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 16.04.2014 года, вступившим в законную силу 03.07.2014 года отказано в удовлетворении исковых требований Николаевой В. М. к ТСЖ «Рассвет», Леоновой О. В., Роман В. В., Антиповой Л. Х. и Осипову С. В. о признании недействительным протокола заседания правления от 27.05.2009 года и восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи искового заявления (л.д.93-100).
Частью 2 статьи 61 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно вышеуказанному решению суда от 30.12.2013 года общее собрание в соответствии с ч.2 ст.45 ЖК РФ инициировано собственниками жилых помещений. Информация о проведении общего собрания размещалась на дверях при входе в каждый подъезд многоквартирного дома. Информация содержала время и дату проведения собрания, повестку дня и т.д. 27.05.2009 года состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома при наличии кворума (56% - с представленным расчетом) с повесткой дня: выбор счетной комиссии, создание ТСЖ и передача в управление многоквартирного дома, утверждение Устава, избрание правления, избрание ревизионной комиссии, избрание способа уведомления собственников о всех принимаемых ТСЖ решениях, утверждение места условий хранения протоколов и решений собственников, а также лица, ответственного за хранение. Николаевой В. М. не представлено, бесспорных, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих то, что на общем собрании 27.05.2009 года в голосовании принимали участие не собственники помещений многоквартирного дома, что собственники доли помещения, голосовавшие за целое помещение, не были управомочены на голосование остальными собственниками этого помещения (учитывая, что соответствующие возражения от указанных собственников суду представлены не были), что общее количество проголосовавших за создание ТСЖ «Рассвет» собственников помещений, указанное в протоколе не соответствует фактическим обстоятельствам. Общее собрание 27.05.2009 года проводилось путем совместного присутствия собственников помещений в указанном доме, порядок проведения общего собрания нарушен не был, необходимый кворум имелся, оснований для признания решения общего собрания о создании ТСЖ недействительным не имеется (л.д.15-38).
При таких обстоятельствах суд считает, установленным, что 27.05.2009 года состоялось общее собрание собственников помещений о создании ТСЖ в многоквартирном доме № по <адрес>, на котором приняты решения: об избрании счетной комиссии в составе Леоновой О. В. и П.Е.И.; о создании ТСЖ «Рассвет» и передаче дома в его управление; о принятии Устава ТСЖ «Рассвет»; об избрании в правление ТСЖ Роман В. В., Леоновой О. В., Антиповой Л. Х.; об избрании в ревизионную комиссию С.; об уведомлении собственников о всех принимаемых ТСЖ и правлением решениях, путем вывешивания в подъездах на обзорных местах; об определении места хранения протоколов и решений собственников и других документов, связанных с действием ТСЖ у члена правления Роман В. В.
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 30.12.2013 года, вступившим в законную силу 12.02.2014 года и имеющим преюдициальное значение, данное собрание признано правомочным, нарушений федерального законодательства при проведении общего собрания не установлено.
Также, в рамках рассматриваемого дела, суд считает установленным, что 15.06.2009 года учредитель ТСЖ Роман В. В. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 5 по Тверской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица – ТСЖ «Рассвет» при создании, с приложением квитанции об оплате государственной пошлины, протокола общего собрания собственников и протокола заседания правления, Устава.
19.06.2009 года налоговым органом произведена государственная регистрация юридического лица – ТСЖ «Рассвет» с присвоением ОГРН №.
В силу ч.4 ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 12 данного Федерального закона содержит перечень документов, представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, содержался в статье 23 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей в момент регистрации ТСЖ «Рассвет»).
Для регистрации ТСЖ «Рассвет» его учредителем Роман В. В. были представлены в соответствующий регистрирующий орган все необходимые документы, предусмотренные ст.12 приведенного Федерального закона.
Доказательств наличия каких-либо предусмотренных оснований для отказа в государственной регистрации ТСЖ «Рассвет» в суд первой инстанции в соответствии со ст.56 ГПК РФ истцом не представлено.
Доводы истца о том, что право собственности С. на момент создания ТСЖ не было зарегистрировано в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правового значения при разрешении настоящего спора не имеет. При этом С. является собственником квартиры №, расположенной в доме № по <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88-89). Ссылка истца на то, что при проведении общего собрания 27.05.2009 года представителем Администрации г. Торопца У. не представлена доверенность, опровергается протоколом общего собрания № 1, согласно которому такая доверенность имелась. Не указание должности представителя Администрации г. Торопца в данном протоколе не является основанием для признания недействительной государственной регистрации ТСЖ «Рассвет». Кроме того, в протоколе общего собрания указана повестка дня и решения собственников жилья по каждому вопросу, вынесенному на повестку дня. То обстоятельство, что к протоколу общего собрания не приложены: список регистраций собственников жилых помещений в вышеуказанном доме с подтверждением их прав на участие в собрании и голосовании; список голосования; заявления о вступлении в члены общества не влияет на законность регистрации ТСЖ «Рассвет» и не является основанием для удовлетворения исковых требований Николаевой В. М., поскольку представление данных документов на регистрацию юридического лица ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года № 129-ФЗ не предусмотрено.
Поскольку на регистрацию ТСЖ «Рассвет» был представлен полный пакет документов, определенных законом, действия регистрирующего органа по внесению изменений в сведения о юридическом лице совершены на законных основаниях, не нарушают прав и законных интересов истца, то в удовлетворении исковых требований Николаевой В. М. следует отказать за необоснованностью.
Кроме того, при рассмотрении дела ответчик Роман В. В. просила применить срок исковой давности к требованиям истца Николаевой В. М.
В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Так, из решения Торопецкого районного суда Тверской области от 30.12.2013 года, имеющего преюдициальное значение следует, что Николаева В. М. присутствовала на общем собрании 27.05.2009 года и знала о принятых на нем решениях. О создании ТСЖ Николаева В. М. знала, так как платила за коммунальные услуги в ТСЖ «Рассвет» с июня 2009 года до апреля 2011 года.
Между тем, с настоящим иском Николаева В. М. обратилась в суд 16.06.2015 года, то есть спустя более пяти лет после регистрации ТСЖ «Рассвет». При этом истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
В связи с этим, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Николаевой В. М. отказать, в том числе по мотиву пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Николаевой В. М. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области, Администрации города Торопец Тверской области, Товариществу собственников жилья «Рассвет», Роман В. В., Леоновой О. В., Антиповой Л. Х., Осипову С. В. о признании недействительной регистрации юридического лица - Товарищества собственников жилья «Рассвет» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 14 июля 2015 года.
Судья А. А. Мохов