Дело №
№ КОПИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Центрального районного суда <адрес> Будасова Е.Ю., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Тарасова С. В., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Тарасова С.В,, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 19.3 Кодекса РФ об АП. 22.11.2019г. материалы дела об административном правонарушении поступили в Центральный районный суд <адрес>, Тарасов С.В. в судебное заседание не доставлен.
Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 Кодекса РФ об АП при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодекса РФ об АП, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 Кодекса РФ об АП следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Ч.1 ст. 19.3 Кодекса РФ об АП предусматривает возможность назначения наказания в виде штрафа, а также административного ареста.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 Кодекса РФ об АП административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 Кодекса РФ об АП ). Частью 4 ст. 29.6 Кодекса РФ об АП установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу ч. 3 ст. 25.1 Кодекса РФ об АП присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 Кодекса РФ об АП при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об АП, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Согласно п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 40).
Таким образом, стадия подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных Кодексом РФ об АП (Постановление Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ № 1125-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 Кодекса РФ об АП, создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) обращено внимание на то, что принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:
- лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;
- санкция статьи (части статьи) Кодекса РФ об АП, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;
- фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.
Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) Кодекса РФ об АП не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об АП, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Таким образом, несмотря на то, что санкция ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об АП предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания, то обстоятельство, что в представленных суду материалах отсутствуют сведения о невозможности применения в отношении Тарасова С.В. административного наказания в виде ареста (или административного штрафа, которые также в соответствии с ч. 3 ст. 25.1 Кодекса РФ об АП могут быть назначены исключительно в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу) свидетельствует о возможности назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении в отношении Тарасова С.В. с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об АП.
На основании п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса РФ об АП,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении № от 17.11.2019г. по ч.1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Тарасова С. В., ДД.ММ.ГГГГ №, уроженца <адрес>, возвратить должностному лицу, составившему протокол, для устранения указанных в определении недостатков.
Определение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья: (подпись) Е.Ю. Будасова
Подлинный документ находится в деле № Центрального районного суда <адрес>