Дело № 5-208/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 03 июня 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Митькова М.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Фролова С.В., консультанта отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Мелединой А.С.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
Фролова С.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес> <иные данные>, ранее за однородное правонарушение не привлекавшегося,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
29 апреля 2019 года консультантом отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Мелединой А.С. в отношении Фролова С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, за невыполнение требований по порядку проведения работ по сохранению объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 года», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Фролов С.В. вину в совершении предъявленного правонарушения признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, просил заменить ему наказание на устное замечание, суду пояснил, что нарушение допущено в связи с тем, что не успели согласовать в установленном порядке ввиду производства работ.
Должностное лицо Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Меледина А.С. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время документы приведены в соответствие, не возражала против прекращения производства по делу и ограничиться устным замечанием.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 43 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В частях 1 и 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Согласно части 2 статьи 47.3 указанного Федерального Закона, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, объект культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 года» принята на государственную охрану постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» и зарегистрирован к Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 года № с присвоением ему регистрационного номера №.
Работы по сохранению объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г» проводятся на основании проектной документации «Реставрация объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.», согласованной Министерством (письмо от 16.08.2017 года №) на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы (акт от 30.04.2017 года) выполненной ООО «ВИНКАЙТ».
21 марта 2019 года сотрудниками Министерства зафиксировано, что проводимые работы по сохранению объекта культурного наследия не соответствуют проектной документации.
Согласно государственному контракту № от 15 августа 2018 года заключенному между ГКУ культуры РМЭ «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» (Государственный заказчик) и ООО «Винкайт» (исполнитель), заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по осуществлению авторского надзора за ходом выполнения производственных работ: Реставрация объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.», <адрес>.
Согласно п. 7.9 ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия основные положения» в обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих авторский надзор в том числе входят:
- контроль соответствия проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия;
- своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в проектные решения с дальнейшим оформлением исполнительной документации, корректировка проектных решений в соответствии с требованиями ГОСТ Р21.1101 и контроль их исполнения;
- содействие ознакомлению работников подрядной организации и представителей заказчика с научно-проектной документацией;
- информирование (в официальной форме) заказчика и соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о несвоевременном и(или) некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от проектных решений и нарушений требований нормативных документов;
- регулярное ведение журнала научного руководства и авторского надзора.
На основании п. 9.1 ГОСТ Р 56200-2014 при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ведение журнала научного руководства и авторского надзора, который находится непосредственного на объекта до момента окончания работ по его сохранению. Представители подрядной организации, ответственные за хранение журнала на объекте, определяются приказом по указанной организации.
В нарушение указанных требований ООО «Винкайт» копия журнала авторского надзора в указанный срок по требованию Министерства не была представлена. На строительной площадке журнал авторского надзора отсутствует. Таким образом, на срок ведения работ представителю подрядной организации на основании акта приема-передачи документации на ответственное хранение не передавался.
Приказом ООО «Винкайт» от 01 июня 2017 года Фролов С.В. принят на должность мастера строительных и монтажных работ и приказом № от 15 августа 2018 года назначен ответственным лицом по осуществлению авторского надзора и научного руководства за ходом выполнения производственных работ: Реставрация объекта культурного наследия «Библиотека республиканская, 1938 г.».
Таким образом, ответственным лицом за выполнением работ и осуществлением авторского надзора является Фролов С.В., который не осуществлял должным образом авторский надзор за ходом проведения производственных работ, что привело к проведению подрядчиком, которые отсутствуют в проектной документации, согласованной Министерством.
Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности подтверждают наличие в действиях (бездействии) Фролова С.В. события вменяемого административного нарушения.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения.
В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, признание вины и раскаяние в содеянном. Отягчающих обстоятельств, суду не предоставлено.
Вместе с этим суд считает необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Фролова С.В. доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, а также об умышленном совершении правонарушения, представлено не было. Из материалов дела не следует, что совершенное правонарушение повлекло негативные последствия, существенный вред интересам граждан, общества и государства.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание роль правонарушителя, а также то, что правонарушение носит формальный характер, учитывая пояснения должностного лица о приведении в соответствие проектной документации с учетом проводимых работ, то, что выявленное нарушение не причинило вреда и не повлекло каких-либо негативных последствий, действия должностного лица не повлияли на права и законные интересы третьих лиц, прихожу к выводу, что административное правонарушение, совершенное Фроловым С.В., не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.
Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела, в том числе с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, его поведения во время и после совершения правонарушения свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9,29.9-29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица Фролова С.В. прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Освободить Фролова С.В. от административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и объявить ему устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.В. Митькова