Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4243/2022 ~ М-2569/2022 от 29.04.2022

Дело № 2-4243/2022

УИД 54RS0007-01-2022-003384-59

      РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2022 года                                               г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                                    Третьяковой Ж.В.,

при помощнике                                                     Луценко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шумилиной Надежды Ивановны к администрации Октябрьского района г.Новосибирска, мэрии г.Новосибирска о признании незаконным отказа в исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, об исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

                    у с т а н о в и л:

    Шумилина Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского района г.Новосибирска, мэрии г.Новосибирска о признании незаконным отказа в исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, об исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, указав в обоснование своих требований следующее.

    13.01.1988г. истец была принята на работу в ЖЭУ Октябрьского района г.Новосибирска, в связи с трудовыми отношениями истцу и детям была предоставлена однокомнатная квартира по <адрес>

    26.10.1992г. в связи с улучшением жилищных условий на основании служебного ордера была предоставлена двухкомнатная квартира <адрес>. В 1996г. истец уволилась из ЖЭУ, однако осталась проживать в предоставленном жилом помещении.

    Истец указывает, что исполняет обязанности нанимателя жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, намерена приватизировать данную квартиру, однако квартира отнесена к специализированному жилищному фонду.

    Истец обращалась к ответчикам об исключении занимаемого жилого помещения из специализированного жилищного фонда, однако получила отказ, который считает необоснованным, так как при передаче жилого помещения в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В связи с чем, указывает истец, служебные жилые помещения, которые были переданы в муниципальную собственность подлежат передаче гражданам их занимаемым, на основании договора социального найма.

    Поэтому истец просила признать отказ мэрии г.Новосибирска от 17.03.2022г. об исключении служебного жилого помещения – квартиры <адрес>, незаконным, обязать мэрию г.Новосибирска исключить указанное жилое помещение из служебного жилого помещения и признать за истцом право пользования указанной квартирой на условиях договора социального найма.

    В судебное заседание истец не явилась, извещена, представители истца пояснили в судебном заседании, что требования поддерживают в полном объеме.

Ответчик – представитель мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв по иску (л.д.34-37), в котором указал, что не имеется оснований для исключения данного жилого помещения из служебного, как не имеется оснований и для заключения занимаемого истцом жилого помещения на условиях договора социального найма.

Ответчик – представитель администрации Октябрьского района г.Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен.

    Суд, выслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Из части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Судом установлено, что на основании Постановления администрации Октябрьского райисполком от /дата/ Исполнительным комитетом Октябрьского районного совета депутатов трудящихся 26.10.1992г. Редькиной Надежде Ивановне, работающей техником в ЖЭУ-45 на семью из трех человек (истец, сын и дочь) на основании служебного ордера предоставлена двухкомнатная <адрес> в <адрес> (л.д.8).

Приказом администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 13.06.2019г. из состава семьи Шумилиной Н.И. исключен муж – Шумилин Иван Федорович, ранее зарегистрированный по адресу: <адрес>, в связи со смертью (л.д.13-14).

Шумилина Н.И. зарегистрирована с 17.11.1992г. по настоящее время в квартире <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.34).

    Из выписки из реестра муниципального имущества города Новосибирска усматривается, что квартира <адрес>, общей площадью 43,0 кв.м. принадлежит муниципальной казне города Новосибирска на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. , право собственности зарегистрировано /дата/ (л.д.9).

    Также собственность квартиры <адрес> подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.10-12).

    Мэрией г.Новосибирска в ответ на обращение Шумилиной Н.И. об исключении занимаемого жилого помещения из служебного жилого помещения отказано, что оформлено письмом от 17.03.2022г. (л.д.21).

Согласно статье 5 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и утратившего силу с 1 марта 2005 г.) жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Согласно статье 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда: 1) руководят подведомственным жилищным хозяйством; 2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении; 3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; 4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении; 5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР (статья 15 Жилищного кодекса РСФСР).

В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие эти объекты, отнесены к муниципальной собственности.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

В силу статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Согласно разъяснениям, содержащимися в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.

Из представленных документов следует, что спорное жилое помещение на момент его предоставления было отнесено к служебному фонду г. Новосибирска, было распределено администрацией Октябрьского района г. Новосибирска Шумилиной Н.И.

Собственник жилого помещения - город Новосибирска в лице его уполномоченного органа - мэрии г. Новосибирска - не принимал решения об исключении жилого помещения, из числа служебных жилых помещений, ордер на служебное жилое помещение недействительным не признавался.

В соответствии с ранее действовавшим жилищным законодательством, единственным основанием отнесения жилого помещения к служебному являлось решение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, и статус служебного жилое помещение приобретало с момента принятия соответствующего решения исполнительным комитетом районного, городского Совета депутатов трудящихся, а не с момента внесения об этом сведений в государственный учет жилищного фонда.

Из ответа МКУ города Новосибирска «Городское жилищное агентство» усматривается, что жилое помещение – квартира <адрес> включено в реестр муниципального имущества города Новосибирска на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 . Право муниципальной собственности на жилое помещение зарегистрировано 25.04.2017г. Указанное жилое помещение отнесено к муниципальному специализированному жилищному фонду «служебное» на основании постановления администрации Октябрьского района от /дата/ (л.д.99-100).

Согласно п. 1 ч. 1, 3 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Такие же положения содержались в ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР.

Из материалов дел следует, что статус служебного спорная квартира имела на момент ее предоставления истцу и членам её семьи и данных об исключении его из специализированного фонда не имеется.

Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 установлено, что включение жилых помещений в специализированный жилой фонд, отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.

Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Исходя из положений части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, исходя из действующего правового регулирования, изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Возможность изменения статуса жилого помещения, включенного в специализированный жилищный фонд, по инициативе граждан, для его последующего предоставления по договору социального найма, нормами жилищного законодательства не предусмотрена.

Напротив, установлен запрет на отчуждение, передачу в аренду, внаем указанных жилых помещений (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ), а также на их приватизацию (ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда").

В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Таким образом, изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции его собственника (в данном случае муниципалитета) и понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к изменению статуса помещения недопустимо.

О самостоятельном управлении муниципальной собственностью органами местного самоуправления указано также в постановлениях Конституционного Суда РФ (от 20.12.2010 N 22-П, от 30.03.2012 N 9-П).

Согласно позиции Конституционного Суда, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П, муниципальный жилищный фонд предназначен для использования в целях решения задач, связанных с вопросами местного значения, к числу которых Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляя компетенцию органов местного самоуправления, относит организацию функционирования муниципальных учреждений, обеспечивающих условия для реализации конституционных прав граждан, в том числе в области образования, охраны здоровья и благоприятной среды обитания, доступа к информации, культуре, физкультуре и спорту и других социально значимых прав.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены лишь для удовлетворения потребностей в жилье граждан, состоящих в трудовых отношениях, в частности с органом местного самоуправления и муниципальными предприятиями, на период их работы в данных организациях.

Сокращение специализированного жилищного фонда может привести к затруднительности выполнения муниципальных задач, нарушит права работников муниципальной сферы по получению помещений для проживания в целях выполнения трудовых функций.

Согласно п. 7.4.1, 7.4.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, утв. Решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 N 94 (ред. от 23.12.2019), исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда, а также отнесение их к иному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется мэрией при условии их освобождения от прав третьих лиц, с учетом их состояния, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям, предъявляемым к иному виду жилых помещений. Основанием исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда является правовой акт мэрии, который в течение трех рабочих дней со дня его принятия, направляется в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Данных о том, что спорное помещение выбыло из специализированного жилищного фонда - не имеется.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, было предоставлено ей именно в качестве служебного. Каких-либо обязательств, с учетом вышеизложенных выводов, у органа местного самоуправления по переводу занимаемого истцом служебного жилого помещения в фонд социального использования для последующего заключения с ней договора социального найма не имелось.

Истец продолжает работать в муниципальном автономном учреждении города Новосибирска «Горзеленхоз» (л.д.78).

Шумилина Н.И. на основании приказа главы администрации Октябрьского района города Новосибирска от 29.05.2018г. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.79).

Таким образом, судом установлено, что у истца сохраняется право на получение иного жилого помещения на условиях социального найма по иным основаниям - как состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в порядке очередности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными может быть вынесено, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых решений и действий закону и нарушение прав административного истца.

Поскольку оспариваемый отказ мэрии г.Новосибирска от 17.03.2022г., принятый в ответе на обращение надлежащим должностным лицом в пределах своей компетенции, с учетом положений ЖК РФ, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании данного отказа незаконным.

Трехмесячный срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного производства РФ, для обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом не пропущен.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что на момент предоставления спорного жилого помещения Шумилиной Н.И. квартира относилась и относится к служебному жилому помещению Новосибирской области, была предоставлена на основании служебного ордера из специализированного жилищного фонда, а не на условиях договора социального найма, факт несения оплаты за квартиру на всем протяжении проживания истца в ней, не свидетельствует об исполнении ей обязанности в качестве нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а свидетельствует о том, что истец добросовестно исполняет обязанности по внесению начисленных платежей за квартиру, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шумилиной Надежды Ивановны к администрации Октябрьского района г.Новосибирска, мэрии г.Новосибирска о признании незаконным отказа в исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, об исключении служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме, через Октябрьский районный суд г.Новосибирска.

Судья:     /подпись/                        Третьякова Ж.В.

2-4243/2022 ~ М-2569/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шумилина Надежда Ивановна
Ответчики
Мэрия г.Новосибирска
Администрация Октябрьского района г.Новосибирска
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
Судья
Третьякова Жанна Вячеславовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--nsk.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2022Передача материалов судье
10.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.06.2022Предварительное судебное заседание
05.07.2022Предварительное судебное заседание
19.09.2022Предварительное судебное заседание
18.10.2022Предварительное судебное заседание
21.11.2022Предварительное судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
10.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2023Дело оформлено
07.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее