Дело № 2 - 617/2022
42RS0014-01-2022-000665-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе судьи Ульяновой О.А.,
с участием прокурора Ушковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Караевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мыски
29 июня 2022 г.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Мыски в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 15 «Теремок», администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
установил:
Прокурор города Мыски обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 15 «Теремок», администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ), согласно которому просит обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Теремок»: разработать проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания, расположенного по адресу: <адрес> с учетом заключения о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций здания МБДОУ № 15, выданного ООО «ЕВРАЗпроект», выданного по результатам обследования в октябре 2021 года; провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес>, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в здании по указанному адресу путем восстановления и усиления несущих конструкций, находящихся в «ограниченно работоспособном» техническом состоянии, приведению здания в сейсмостойкое состояние и восстановлению эксплуатационных характеристик строительных конструкций и инженерных коммуникаций или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации; возложить на администрацию Мысковского городского округа обязанность по финансированию исполнения МБДОУ № 15 вышеуказанных требований; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации Мысковского городского округа и МБДОУ № 15 срок до 01.09.2023, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
В исковом заявлении в обоснование названных требований указано следующее. Прокуратурой города в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере обеспечения безопасности воспитанников, работников и иных лиц в деятельности МБДОУ детский сад № 15 «Теремок», в ходе которой установлено, что в здании данной образовательной организации требуется проведение капитального ремонта. Так, специализированная организация, ООО «Евразпроект», по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ» детский сад № 15 пришла к общему выводу, что строительные конструкции и инженерные коммуникации здания имеют повреждения и дефекты, приведшие к некоторому снижению несущей способности и эксплуатационных характеристик, в целом зданию присвоена категория технического состояния – «ограниченно работоспособное», требуется проведение капитального ремонта. Ранее прокурором г. Мыски в адрес главы МГО вносилось представление от 14.01.2022 г. № 21 – 1 -2022, в котором указано о сохранении существования угрозы жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБДОУ детский сад № 15, необходимость финансирования мероприятий по капитальному ремонту, в частности, в указанном учреждении. Однако, требования до настоящего времени не исполнены ввиду отсутствия в бюджете МГО денежных средств на данные цели. Довод об отсутствии финансовых возможностей для проведения капитального ремонта не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей по проведению капитального ремонта и надлежащего обеспечения безопасности детей, так как закон не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации с наличествующими финансовыми возможностями. Ответчиков следует обязать, устранить нарушения требований законодательства в части соблюдения требований безопасности, указанные в настоящем иске, поскольку они являются условием формирования реальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в тот или иной момент времени в помещениях Учреждения.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении дела прокурор настаивал на удовлетворении указанных требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.
От ответчиков, третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, удовлетворенные определением суда.
Как следует из письменного отзыва на исковое заявление МБДОУ № 15 «Теремок», учредителем и собственником имущества является Мысковский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ Управление образованием МГО. Функции и полномочия собственника имущества МБДОУ от имени МГО осуществляет КУМИ МГО
(п.1.5. Устава МБДОУ № 15 «Теремок»). На основании проведенной ООО «Евразпроект» экспертизы детскому саду требуется проведение капитального ремонта, здание признано «ограниченно работоспособным». В связи с отсутствием финансирования данные мероприятия провести невозможно. Для выполнения мероприятий по разработке проектно-сметной документации на проведение текущего ремонта было получено коммерческое предложение ООО «ЕВРАЗ проект». Для разработки проектно-сметной документации требуется 2439648,3 руб. Данная сумма у детского сада отсутствует, она не заложена в план финансово-хозяйственной деятельности на 2022 г. Детский сад является бюджетной организацией и финансируется из бюджета Мысковского городского округа. МБДОУ №15 «Теремок» является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1.7 Устава МБДОУ № 15 «Теремок»). Свою деятельность детский сад осуществляет в соответствии с муниципальным заданием, определенным в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. В связи с вышеизложенным МБДОУ детский сад № 15 «Теремок» согласно с исковыми требованиями.
Согласно письменному отзыву администрация МГО оставляет разрешение поставленного в исковом заявлении вопроса на усмотрение суда.
Третье лицо МКУ «Управление образованием МГО» в письменном отзыве указало следующее. Детский сад - подведомственное учреждение Муниципального казенного учреждения «Управление образования Мысковского городского округа» (далее -Управление образованием). Управление образованием наделяется полномочиями вышестоящей организации в системе образования Мысковского городского округа в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений (в том числе казенных, бюджетных и (или) автономных) в пределах предоставленных ему прав и установленной компетенции. Управление образованием в пределах компетенции и предоставленных ему прав осуществляет управление деятельностью подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений (в том числе казенных, бюджетных и (или) автономных), (далее именуемые МОУ), образуя единую систему образования, действующую на территории Мысковского городского округа, выступает в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Управление образованием является казенным учреждением и финансируется из бюджета Мысковского городского округа на основании бюджетной сметы. Управление образованием является главным распорядителем бюджетных средств, а также администратором доходов местного бюджета, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год по подведомственным учреждениям (пункт 1.7., 1.8 устава Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Мысковского городского округа»). Управление образованием отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учредителем Управления образованием является Мысковский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Мысковского городского округа (пункт 1.6. Устава Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Мысковского городского округа»).
В настоящее время разработать проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания в МБДОУ детский сад № 15 «Теремок», а также провести капитальный ремонт здания не представляется возможным, так как денежные средства на данные цели в местный бюджет на 2022 год плановый 2023-2024 годы на проведение вышеуказанных мероприятий не предусмотрены бюджетом, не закладывались, не выделялись.
Управлением образования были приняты меры, а именно поданы информационные письма главе Мысковского городского округа:
- от 14.01.2022 г. № 25 о рассмотрении вопроса о включении учреждений, которым требуется капитальный ремонт в муниципальную программу «Реконструкция, капитальный и текущий ремонт объектов социальной сферы Мысковского городского округа на 2021-2023 годы»;
- от 11.04.2022 г. № б/н о содействии в выделении денежных средств на проведение на выполнение мероприятий по разработке дефектной ведомости и пректно-сметной документации. Письменного ответа не поступило.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, (п.7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В связи с вышеизложенным МКУ «Управление образованием МГО» согласно с исковыми требованиями.
Заслушав объяснение, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно пункту 3 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», принятого Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.08.2003 № 153 (далее - СП 13-102-2003), категория технического состояния - это степень эксплуатационной пригодности строительной конструкции или здания и сооружения в целом, установленная в зависимости от доли снижения несущей способности и эксплуатационных характеристик конструкций.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой города Мыски проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности воспитанников, работников и иных лиц в деятельности МБДОУ № 15 «Теремок», в ходе которой установлено, что здание данной образовательной организации требуется проведение капитального ремонта.
Специалистами ООО «ЕВРАЗпроект» в октябре 2021 года проведено обследование технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ № 15.
По результатам обследование технического состояния строительных конструкций здания МБДОУ № 15 специализированной организацией выдано заключение.
Согласно разделу 5 данного заключения проведение обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных коммуникаций нежилого здания МБДОУ № 15, расположенного по адресу: <адрес>, позволяет сделать следующие выводы:
При обследовании обнаружены дефекты и повреждения наружных стен здания:
Наружный слой кирпичной кладки по всей площади наружных стен имеет стадию разрушения вследствие морозной деструкции в местах периодичного замачивания, от расклеивающего действия льда в порах материала при попеременном замораживании и оттаивании в течение всего мрок эксплуатации конструкции, которая может привести к снижению несущей способности конструкций.. Толщина наружных стен составляет 640 мм, что не соответствует современным требованиям тепловой защиты зданий согласно СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003».
В целом наружным и внутренним несущим стенам здания присваивается категория технического состояния «Ограниченно работоспособное». Требуется проведение ремонтно-строительных работ по восстановлению отделочных слоев и утеплению наружных стен (пункт 4.3.2 раздела 4.3, пункт 2 раздела 5 заключения).
Штукатурные слои отделки перегородок, потолков находятся в «ограниченно работоспособном» техническом состоянии. Требуется проведение ремонтных работ по восстановлению эксплуатационных качеств отделки (пункты 4.3.4, 4.3.5 раздела 4.3, пункты 4, 5 раздела 5 заключения).
.При обследовании конструкции крыши установлено повсеместное увлажнение древесины, биологические повреждения. Все соединения конструкций крыши выполнены на монтажных гвоздях, что противоречит требованиям строительства в сейсмических районах, соединения должны быть выполнены на болтах. Элементы покрытия кровли (асбестоцементные волнистые листы) имеют многочисленные дефекты (трещины, сколы, биологические повреждения сыростью и плесенью), нарушения герметичности примыканий и нахлестов и другие.
При недопущении наличия снегового покрова конструкциям крыши здания присваивается категория технического состояния «Ограниченно работоспособное», требуется проведение капитального ремонта с усилением несущих конструкций крыши в соответствии с современными требованиями по предварительно разработанной проектной документации (пункт 4.3.6 раздела 4.3, пункт 6 раздела 5 заключения).
Деревянные оконные блоки с двойным остеклением находятся в «недопустимом» техническом состоянии, требуют замены на современные конструкции (пункт 4.3.7 раздела 4.3, пункт 7 раздела 5 заключения).
Нежилое здание МБДОУ № 15 не удовлетворяет современным конструктивным требованиям сейсмобезопасности (пункт 4.3.10, пункт 10 раздела 5 заключения).
Оборудование и сети электроснабжения, систем водоснабжения и канализации, системы отопления зданий МБДОУ № 15 находятся в «ограниченно работоспособном» техническом состоянии, требуют проведения капитального ремонта (пункты 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 раздела 4.4, пункты 11, 12, 14 раздела 5 заключения).
Система вентиляции здания находится в «ограниченно работоспособном» состоянии, требуется восстановление (пункт 4.4.3 раздела 4, пункт 13 раздела 5 заключения).
Специализированная организация пришла к общему выводу, что строительные конструкции и инженерные коммуникации здания имеют повреждения и дефекты, приведшие к некоторому снижению несущей способности и эксплуатационных характеристик, в целом зданию присваивается категория технического состояния – «ограниченно работоспособное», требуется проведение капитального ремонта.
Дальнейшая эксплуатация здания считается возможной при проведении мероприятий по восстановлению и усилению несущих конструкций, находящихся в «ограниченно работоспособном» техническом состоянии, приведению здания в сейсмобезопасное состояние и восстановлению эксплуатационных характеристик строительных конструкций с учетом современных требований и норм.
Вышеуказанные мероприятия необходимо выполнить после разработки дефектной ведомости и проектной документации, разработанной специализированной организации, имеющей соответствующий допуск саморегулируемой организации (л.д. 30 – 85).
Прокурором г. Мыски в адрес главы г. Мыски МГО вносилось представление от 14.01.2022 г. № 21- 1 -2022, в котором указано о сохранении существенной угрозы жизни и здоровью обучающихся в период образовательного процесса при отсутствии капитального ремонта в МБДОУ № 15, необходимости финансирования мероприятий по капитальному ремонту, в частности, здания МБДОУ № 15. Однако, требование не исполнено с указанием на отсутствие в бюджете МГО денежных средств на указанные цели (л.д. 89-96).
Согласно пункту 1.5. Устава МБДОУ № 15 «Теремок» учредителем и собственником имущества является Мысковский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием МГО». Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени МГО осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом МГО (л.д. 16-29).
Уставом МКУ «Управление образованием МГО», утвержденным постановлением администрации МГО от 28.07.2014 г. № 1689-п (л.д. 97-105), установлено, что учреждение финансируется из бюджета МГО на основании бюджетной сметы (п. 1.8.).
Исходя из статьи 15 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятие МБДОУ № 15, администрацией Мысковского городского округа мер к исполнению требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона № 273-ФЗ, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, что в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников МБДОУ № 15.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе о защите семьи, материнства, отцовства и детства.
Реализация прокурором полномочий, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних, служит гарантией защиты прав несовершеннолетних и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ следует установить срок, в течение которого ответчикам следует совершить установленные решением суда действия – до 01.09.2023 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора города Мыски в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 15 «Теремок», администрации Мысковского городского округа о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 45 ГПК РФ) удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Теремок» разработать проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания, расположенного по адресу: <адрес> с учетом заключения о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций здания МБДОУ № 15, выданного ООО «ЕВРАЗпроект», выданного по результатам обследования в октябре 2021 года; провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: <адрес>, создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в здании по указанному адресу путем восстановления и усиления несущих конструкций, находящихся в «ограниченно работоспособном» техническом состоянии, приведению здания в сейсмостойкое состояние и восстановлению эксплуатационных характеристик строительных конструкций и инженерных коммуникаций или организовать образовательный процесс в ином здании, соответствующем установленным санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации.
Возложить на администрацию Мысковского городского округа обязанность по финансированию исполнения МБДОУ № 15 вышеуказанных требований.
Установить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 15 «Теремок», администрации Мысковского городского округа срок для совершения указанных действий до 01.09.2023 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда через Мысковский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ульянова О.А.
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2022 г.