№
№ 2-837/2023
Решение
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е. Манушиной,
при секретаре судебного заседания Е.В. Вырлееве-Балаеве,
с участием истца Макарова О.А. и его представителя Кораблева Ю.А., третьих лиц Артищева В.А. и Артищевой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова О.А. к Чеканову Ю.В., администрации <адрес> о признании права собственности,
установил:
истец обратился в суд с названным иском, указав, что его дедом Г. был построен жилой дом по адресу: <адрес>. После смерти дела Г. ДД.ММ.ГГГГ и бабушки Е. ДД.ММ.ГГГГ дом перешел во владение его отца и тети Ч.М.
А. принадлежала часть дома с литерами АА6А8, а Ч.М. часть дома с литерами АА4А5. После смерти Ч.М. ДД.ММ.ГГГГ ее часть перешла во владение А.
После смерти А. ДД.ММ.ГГГГ весь дом перешел в его (истца) владение. Он является по закону наследником первой очереди. После смерти отца указанный дом является наследственным имуществом. После смерти Ч.М. имеется наследник Чеканов Ю.В., который не имеет возражений против исковых требований. В установленный срок он обратился к нотариусу за оформлением наследственных прав, однако свидетельство не может быть выдано, поскольку дом не оформлен.
Истец просит суд признать за ним право собственности на самовольную постройку - указанный жилой дом в порядке наследования после смерти отца А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец А. и его представитель Кораблева Ю.А. в судебном заседании исковое заявление поддержали по основаниям, в нем изложенным, просили исковые требования удовлетворить.
Третьи лица Артищева Ю.К. и Артищев А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали.
Представитель ответчика администрации <адрес>, ответчик Чеканов Ю.В. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежаще.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик Чеканов Ю.В. не возражал против удовлетворения исковых требований Макарова О.А., пояснив, что на дом, записанный за его матерью Ч.М., не претендует, после смерти матери в наследство не вступал, живет в собственном доме. Также указал, что Ч.Г. и Ч.П. являлись его братьями, они умерли, наследников после их смерти нет.
В письменном отзыве на иск представитель администрации <адрес> Коробкин И.Д. указал, что признание права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости возможно в порядке ст. 222 ГК РФ, при наличии положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам, согласия смежных землепользователей.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца и его представителя, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В п.36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ Г. возведен жилой дом по адресу: <адрес>. Сведения о регистрации возведенного жилого дома в органах технического учета отсутствуют. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, права на земельный участок не зарегистрированы.
Согласно справке ГП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке по адресу: <адрес> расположены три дома. Дом литер А1А4А5 самовольно возведен в 1960-1964 годах и без юридических документов записан за Ч.М., общая площадь № кв.м., жилая – № кв.м. Дом литер АА6 самовольно возведен в 1949 году и без юридических документов записан за Г., полезная площадь № кв.м., жилая – № кв.м. Дом литер А2А3А7 зарегистрирован за Ю., полезная площадь № кв.м., жилая – № кв.м.
Распоряжением <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому литеры А2А3А7 присвоен адрес: <адрес> и предварительно согласовано предоставление земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно Генеральному плану земельного участка по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке расположен жилой дом литеры АА6А5А1А4А8. Участок граничит с домовладением №.
Из Технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером К. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в настоящее время жилой дом по адресу: <адрес>, является одноэтажным, 1949 года постройки, и имеет площадь № кв.м. Дом фактически состоит из двух частей, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок.
По заключению кадастрового инженера К. от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом является целым строением, между двумя частями нет разрывов. Согласно справочной информации на сайте Росреестра, жилой дом не состоит на кадастровом учете.
Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-УЧ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно реестру наследственных дел, наследственное дело после его смерти не открывалось. А. являлся сыном Г. и Е., что подтверждается повторным свидетельством о рождении III-РА № от ДД.ММ.ГГГГ. Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство о смерти II-УЧ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно реестру наследственных дел, после её смерти наследственное дело не открывалось.
А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти I-РА № от ДД.ММ.ГГГГ истец является сыном А., что подтверждено повторным свидетельством о рождении III-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ч.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти I-РА № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно реестру наследственных дел, после её смерти наследственное дело не открывалось. Из домовой книги следует, что на момент её смерти в жилом доме были зарегистрированы А., Ч.В., Ч.Г.. Ч.П. и Чеканов Ю.В. из жилого дома выписаны задолго до смерти Ч.М..
Ч.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, Ч.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, Ч.П. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельствами о смерти I-РА № от ДД.ММ.ГГГГ, II-РА № от ДД.ММ.ГГГГ, I-РА № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ были допрошены свидетели Б. и У., которые пояснили суду, что у Г. было два ребенка. Макаровы и Чекановы жили в общем дворе, у них были разные входы в их дома. На момент смерти дочери Г. - Ч.М. все её вещи оставались в доме, ими распорядились муж Виктор и сын Геннадий, который проживал в доме. Сыновья Чеканов Ю.В. и Ч.П. в доме уже не проживали. Геннадий на день своей смерти был в разводе. Часть дома, которую занимали Виктор и Геннадий, была непригодна для проживания. На момент смерти А. кроме истца в доме никто не проживал.
Таким образом установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ Г. на предоставленном ему для строительства земельном участке возвел жилой дом, который не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Также на этом участке был возведен жилой дом, который без документов был записан за дочерью Г. – Ч.М. Г. и Ч.М. умерли, наследственные дела после их смерти не открывались. Кроме Ч.М. у Г. был сын А., который тоже умер.
Из материалов наследственного дела следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти А. обратился только истец Макаров О.А., указав в качестве наследственного имущества, в том числе, жилой дом по <адрес>.
Поскольку, как указано выше, право собственности на жилой дом не было зарегистрировано в установленном законом порядке, постольку свидетельство о праве на наследство с указанием в качестве наследственного имущества названного жилого дома истцу не выдано.
Из разъяснений, изложенных в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу ч.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно Градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, в границах земельного участка площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, находится жилой дом литер АА8А6А5А1А4. Земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Функциональное назначение жилого дома – размещение жилых помещений. Такой же вид разрешенного использования отражен в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ указал, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенного индивидуального жилого дома литер АА8А6А5А1А4 по адресу <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости. Вопросы по признанию права собственности на самовольные постройки подлежат разрешению в судебном порядке.
Из Технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером К. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в настоящее время жилой дом по адресу: <адрес>, является одноэтажным, 1949 года постройки, и имеет площадь № кв.м.
Из заключений ООО <данные изъяты> следует, что существенных нарушений норм пожарной безопасности не выявлено. Фактические параметры, характеризующие противопожарную безопасность объекта экспертизы, обеспечены соблюдением установленных нормативных требований противопожарной защиты объекта.
Общее техническое состояние жилого дома предварительно оценивается, как «исправное». Исправное состояние – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Эксплуатационная надежность, пригодность строительных конструкций достаточна для условий нормальной эксплуатации, в жилом доме не обнаружено существенных нарушений строительных норм и правил, проживание в доме не создает угрозу жизни и здоровью граждан, жилой дом соответствует нормам проектирования и конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности, дальнейшая эксплуатация жилого дома возможна и безопасна.
Указанный жилой дом соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Таким образом, судом установлено, что спорный жилой дом был возведен на предоставленном для этих целей земельном участке, но без оформления разрешительной документации. Застройщик жилого дома умер, наследственное дело после его смерти не открывалось, при жизни имел двух детей, которые тоже умерли. Истец является внуком застройщика, иных лиц, претендующих на жилой дом из представленных в дело документов не установлено. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, находится в зоне индивидуальной жилой застройки. Самовольно возведенный жилой дом соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает.
С учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Макарова О.А. удовлетворить.
Признать за Макаровым О.А. право собственности на жилой дом площадью № кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 14.04.2023.
Судья М.Е. Манушина