Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-227/2024 (2-2093/2023;) ~ М-1737/2023 от 21.12.2023

61RS0017-01-2023-003471-79

Дело № 2-227/2024 (2-2093/2023;)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 года г. Красный Сулин, Ростовской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Никитиной У.П.,

с участием помощника Красносулинского городского прокурора Ростовской области Потехина А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к Администрации Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области, об обязании согласовать с Азово-Черноморским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений, суд,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурора в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лицу и Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать администрацию Киселевского сельского поселения <адрес> (ИНН 6148555936,ОГРН 3056148019388) согласовать с Азово-Черноморским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений:

- плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Большой Несветай (70,2 км от <данные изъяты> <адрес>, кадастровый ),

- плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Галута (6 км от устья, <данные изъяты> <адрес>, кадастровый ).

Требования иска мотивированы тем, что гидротехнические сооружения находятся в собственности МО «Киселевское сельское поселение» и эксплуатируется муниципальным образованием в целях аккумуляции водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, снижения интенсивности эрозных последствий в сельскохозяйственных и рекреационных целях. Деятельность по эксплуатации ГТС, состоящих на балансе администрации сельского поселения с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству не согласовывалась. В результате принятых мер прокурорского реагирования допущенные ответчиком нарушения не устранены.

В судебном заседании помощник Красносулинского городского прокурора по Ростовской области Потехин А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить.

Представитель Администрации Киселевского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлтерении искового заявления, указывая на то, что администрацией поселения на указанных в иске гидротехнических сооружениях и на прилегающих территориях не проводятся и не планируется проводить мероприятия, указанные в ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 1,4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды относятся, в частности, поверхностные и подземные воды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических й физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанные требования не содержат каких-либо исключений, в том числе в части характеристик водных объектов, их особенностей, статуса либо видов, этапов предполагаемой либо осуществляемой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» вод водными биологическими ресурсами понимаются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Таким образом, возможно сделать вывод о том, что деятельность администрации муниципального образования по эксплуатации гидротехнических сооружения оказывает воздействие не только на рыбу и среду ее обитания, но и на иные объекты флоры и фауны поверхностного водного объекта, что в отсутствие оценки указанного воздействия и мер компенсационного характера, в том числе в виде осуществления компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству и выпуску в естественную среду обитания ВБР, не допустимо.

Согласно п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование видов деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 19, 20 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997, изменение уровня воды в гидросооружениях, в том числе и водохранилищах, в период массовых миграций и размножения объектов животного мира в пределах территорий, занимаемых указанными производственными объектами, осуществляется по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В зарегулированных водных объектах в период нереста рыб должны обеспечиваться рыбохозяйственные попуски, создающие оптимальные условия их воспроизводства.

Согласно с п. п. 2, 4-6 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания в числе прочего являются оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций), определение последствий негативного воздействия деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную пп. «б» п. 2 Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в пп. «б» п. 2 Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных пп. «в» - «з» п. 2 Положения.

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с п. 5 Положения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные администрацией Киселевского сельского поселения <адрес> при эксплуатации гидротехнических сооружений:

- плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Большой Несветай (70,2 км от устья, 1,1 <данные изъяты> <адрес>, кадастровый ),

плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Галута (6 км от устья, 2,5 км северо-восточнее <адрес>, кадастровый ).

Находящееся на балансе Администрации Киселевского сельского поселения <адрес> гидротехнические сооружения - плотина на водотоке поверхностного водного объекта <адрес> (70,<данные изъяты> юго-восточнее <адрес>, кадастровый ), плотина на водотоке поверхностного водного объекта <адрес> (6 км от устья, <данные изъяты> <адрес>, кадастровый ) с 29.12.2016, 03.09.2015, соответственно, эксплуатируется муниципальным образованием в целях аккумуляции водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, снижения интенсивности эрозионных последствий, сельскохозяйственных, рекреационных целях.

Поверхностный водный объект - р. Большой Несветай (код водного объекта в Государственном водном реестре Российской Федерации: <данные изъяты>), протяженностью 71 км, является левым притоком реки Тузлов, относится к Донскому бассейновому округу, протекает по территории <адрес>.

Поверхностный водный объект - р. Галута, протяженностью 12,01 км, является правым притоком р. Кундрючья, относится к Донскому бассейновому округу, протекает по территории Ростовской области, Луганской народной республики.

Емкость руслового пруда, образованного на водотоке водного объекта - р. Большой Несветай посредством гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 114 м, расположенной в <данные изъяты> <адрес>, составляет 0<данные изъяты>. Площадь водного зеркала при нормальном подпорном уровне составляет 6,75 га.

Емкость балочного пруда, образованного на водотоке водного объекта - р. Галута посредством гидротехнического сооружения - плотины протяженностью 250 м, расположенной в 6 км от устья, 2,5 км северо-восточнее <адрес>, составляет 0,4 млн м3. Площадь водного зеркала при нормальном подпорном уровне составляет 10 га.

Конструктивные особенности гидротехнического сооружения - плотины на водотоке поверхностного водного объекта <адрес> (70,2 км от устья, 1,1 км ЮВ <адрес>, кадастровый ) предусматривают паводковый водосброс.

Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 3, 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, п. 19, 20 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997, п. и. 2, 4-6 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, осуществляемая администрацией Киселевского сельского поселения <адрес> деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений - плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Большой Несветай (70,2 км от устья, 1,1 км юго-восточнее <адрес>, кадастровый ), плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Галута (6 км от устья, 2,5 км северо-восточнее <адрес>, кадастровый номер:    <данные изъяты>), оказывающая воздействие на ВБР и среду их обитания в р. Большой Несветай, р. Галута, не согласована с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в установленном порядке.

С целью устранения указанных нарушений закона главе администрации Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовским межрайонным природоохранным прокурором 31.10.2023 внесено представление, вместе с тем, органом местного самоуправления продолжена эксплуатация гидротехнического сооружения без согласования с АЧТУ Росрыболовства, что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на 26.10.2023, согласно которым указанные выше гидротехнические сооружения являются собственностью МО «Киселевское сельское поселение», представлением Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, информацией администрации Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области от 17.11.2023 на запрос Ростовского межрайонного природоохранного прокурора; объяснениями Главы Киселевского сельского поселения Каралкина О.И. от 21.11.2023

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что требования иска обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ удовлетворить.

Обязать администрацию Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области (ИНН 6148555936, ОГРН 3056148019388) согласовать с Азово-Черноморским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений:

- плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Большой Несветай (70,2 км от устья, 1,1 <данные изъяты> <адрес>, кадастровый ),

- плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Галута (6 км от устья, 2,5 <данные изъяты> <адрес>, кадастровый ).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Галаганова

Решение в окончательной форме принято 16.02.2024г.

2-227/2024 (2-2093/2023;) ~ М-1737/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ростовский межрайонный природоохранный прокуратур в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ
Ответчики
Администрация Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области
Другие
Азово-Черноморское территориальное Управление Федерального агенства по рыболовству
Красносулинский городской прокурор
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Галаганова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
krasnosulinsky--ros.sudrf.ru
21.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Подготовка дела (собеседование)
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Дело оформлено
22.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее