П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Самара 19 марта 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Лазарев Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-1357/2021 предусмотренном по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара, расположенного по адресу: 443110, адрес, ИНН №...,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом № №... об административном правонарушении от дата, составленным должностным лицом – государственным жилищным инспектором адрес главным специалистом центрального управления ФИО2 юридическому лицу – Муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара (далее по тексту – МП ЭСО г.о. Самара) вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: дата по адресу адресА, выявлено, что юридическим лицом МП ЭСО г.о. Самара не проводится ежедневно дезинфекция контактных поверхностей общего пользования, не проводится обработка дверных ручек, выключателей, поручней перил, подоконников, кнопок вызова домофона, что подтверждено жителями адрес в г.о. Самара, чем нарушается п. 2.5 Постановления адрес от дата №... «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории адрес».
Представитель Государственной жилищной инспекции по адрес в судебное заседание не явился, извещался о дате судебного заседания надлежащим образом.
Защитник МП ЭСО г.о. Самара – ФИО3 в судебном заседании просила производство по делу об административном правонарушении прекратить по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав защитника МП ЭСО г.о. Самара, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции РФ постановлено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановке и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с п. 2.6 постановления Губернатора Самарской области от 3 апреля 2020 года № 70 "Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, ежедневно проводить дезинфекционные мероприятия в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, с обработкой дезинфицирующими средствами дверных ручек, выключателей, поручней, перил, почтовых ящиков, подоконников, кнопок вызова лифта по этажам, зеркал и кнопок кабины лифта, кнопок домофона и других контактных поверхностей помещений общего пользования многоквартирного дома. Обработке подлежат также дверцы и ручки загрузочного клапана мусоропровода (при наличии). Подтверждением выполнения дезинфекционных мероприятий является акт выполненных работ, подписанный одним из собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьей 20.6.1 КоАП РФ установлено, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из анализа приведенных норм следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
В обоснование вины МП ЭСО г.о. Самара должностным лицом ГЖИ адрес в материалы дела представлены – протокол № №... об административном правонарушении от дата, акт от дата №... пояснения свидетелей от дата.
Между тем, суд к данным доказательствам относится критически, поскольку свидетели не предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Из акта невозможно установить, каким образом должностным лицом было установлено, что дезинфекция мест общего пользования не проводится силами управляющей компании ежедневно.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от дата N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Таким образом, нельзя признать законным в данном административном деле получение доказательств – пояснения свидетелей от дата
Кроме того, доводы должностного лица опровергаются предоставленными суду в обоснование своей позиции по делу МП ЭСО г.о. Самара доказательствами:
- актом выполненных работ по санитарной обработке контактных поверхностей дезинфицирующими средствами муниципального общежития по адресу: адрес, 16 А;
- справкой МП ЭСО г.о. Самара от дата;
- приказом МП ЭСО г.о. Самара №...-ОК от дата;
- приказом (распоряжением) МП ЭСО г.о. Самара №...-ОК от дата;
- приказом МП ЭСО г.о. Самара №...-ЛС от дата;
- объяснениями заведующей общежитием №... ФИО4;
- копиями договоров №... от дата и №... от дата с приложениями;
- иными материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в отсутствие вины МП ЭСО г.о. Самара в совершении вменяемого правонарушения оно не может быть привлечено к административной ответственности.
Поскольку вина МП ЭСО г.о. Самара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, не установлена, в действиях юридического лица отсутствует состав указанного административного правонарушения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10, 20.6.1 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.Н. Лазарев