Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1324/2020 ~ М-796/2020 от 12.03.2020

Копия

УИД 66RS0044-01-2020-001025-90                                                Дело № 2-1324/2020

Мотивированное решение составлено 19 мая 2020 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2020 года                                   г. Первоуральск Свердловская область

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Бородулиной А.Г.,

при помощнике судьи Иглицыной Е.Н.,

с участием истца Т., ее представителя Г., представителя ответчика П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску о включении периода в стаж педагогической работы, признании права на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

Истец Т. обратилась в суд с требованиями к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску о признании незаконными действия об отказе в предоставлении мер социальной поддержки для работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности, возложении обязанности включить в период работы с 01.01.1993 по 01.11.1996 в детском дошкольном учреждении, расположенном в поселке Билимбай Первоуральского района Свердловской области в стаж педагогической работы, дающий право на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить справку, подтверждающую право на получение мер социальной поддержки бессрочно.

В обоснование требований истец указал, что обратился к ответчику с просьбой о предоставлении бессрочной справки для предоставления социального обслуживания в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов на основании достижения пенсионного возраста и стажа работы в педагогических должностях не менее 10 лет. В январе 2020 года истцом было получено уведомление об отказе в предоставлении услуги. Причиной явилось отсутствие необходимого стада работы в государственных и (или) муниципальных образовательных организациях. УСП по г. Первоуральску неправомерно не включило в стаж, дающий право на получение бессрочной справки для предоставления социального обслуживания в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, период работы с 01.01.1993 по 01.11.1996 в должности воспитателя в детском саду №31 ОАО «Билимбаевский рудник». В спорный период истец фактически осуществляла педагогическую деятельность в детском дошкольном учреждении, пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг как педагогический работник сельской местности.

В судебном заседании истец Т. и ее представитель Г. требования поддержали и просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве, указав, что период работы в детском саду 3 31 в должности воспитателя с 01.03.1985 по 31.12.1992 учитывается в стаж работы в сельской местности в соответствии со ст. 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78 ОЗ «Об образовании в Свердловской области», а за период с 01.01.1993 по 01.11.1996 стаж работы не может быть учтен, так как истец приказом № 16 от 14.01.1993 уволена переводом в АООТ «Билимбаевский рудник», на баланс которого перешел в тот период детский сад № 31. В указанном случае образовательное учреждение не относилось ни к федеральным государственным образовательным организациям, ни к государственным образовательным организациям Свердловской области, ни к муниципальным образовательным организациям.

Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства, пришел к следующему.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком Т.. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно трудовой книжки Т. установлено, что истец с 01.03.1985 г. была принята в детский сад-ясли № 31 воспитателем Первоуральское рудоуправление объединение «Уралруда», с 31.12.1992 г. уволена переводом в АООТ «Билимбаевский рудник» в детский сад-ясли № 31 воспитателем.

Трудовой стаж за указанный период составляет 11 лет 8 месяцев.

Таким образом, истец обладает необходимым педагогическим стажем, полученным в образовательной организации, территориально находившейся в сельской местности, а именно за период 01.03.1985 по 30.12.1992, с 31.12.1992 по 31.10.1996 в должности воспитателя в детском саду-ясли № 31 поселка Билимбай г. Первоуральска Свердловской области.

Вместе с тем, решением Управления социальной политики по г. Первоуральску от 22.01.2020 г. на заявление Т. о предоставлении мер социальной поддержки, было отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

В соответствии с требованиями п.2 ст.24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (в редакции Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 165-ОЗ, действующей на момент принятия решения ответчиком) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области;

платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе платы за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящего пункта.

В соответствии с п/п.2 п.5 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 634, которым установлено, что за вышедшими и на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на вышедщих на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 № 437, от 24.01.1985 № 85, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 634, и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 утверждены Разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

В силу абз. 3 п. 5 ст. 55 названного Закона, действовавшего до 01.09.2013, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не было связано с формой собственности образовательного учреждения, а также с его ведомственной подчиненностью, в том числе, как в настоящем случае АООТ «Билимбаевский рудник».

В соответствии со ст.8 Закона СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» органы государственного управления народным образованием СССР разрабатывают общие положения по учебной, воспитательной, методической, научной работе, обязательные для учебно-воспитательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, а также для министерств, государственных комитетов и ведомств, в ведении которых эти учебно-воспитательные учреждения находятся, контролируют деятельность учебно-воспитательных учреждений, осуществляют другие полномочия по руководству народным образованием в соответствии с законодательством Союза ССР.

В настоящее время федеральным и региональным законодательством изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности. Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции подтверждается ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст. ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции названного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Таким образом, подведомственность детского сада № 31 п. Билимбай АООТ «Билимбаевский рудник» в период с 01.01.1993 года по 01.11.1996, не имеет значения для решения вопроса о предоставлении рассматриваемых мер социальной поддержки, а значит, отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки по указанному основанию является необоснованным.

Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 1 названного пункта, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрено постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» (далее по тексту - Порядок). В пункте 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов - это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в п. 1 Порядка. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 13.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (п.п. 2 п. 5).

С учетом установленных по данному делу обстоятельств, а именно того, что в спорные периоды истец работала в должности воспитателя в поселке Билимбай, имеет стаж педагогической деятельности в указанный период продолжительностью более 10 лет, в настоящее время является пенсионером по старости, проживающим на территории Свердловской области, исковые требования Т. подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Т. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску удовлетворить.

Признать действия территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску об отказе Т. в предоставлении мер социальной поддержки для работников образовательных организаций, расположенных в сельской местности незаконными.

Включить период работы с 01.01.1993 по 01.11.1996 в детском дошкольном учреждении, расположенном в п. Билимбай Первоуральского района Свердловской области в стаж педагогической работы Т., дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску обязанность выдать Т. справку, подтверждающую право на получение мер социальной поддержки бессрочно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Судья: подпись                                                                              А.Г. Бородулина

Копия верна. Судья:                               А.Г. Бородулина

Помощник судьи:                                   Е.Н. Иглицына

Решение на 19 мая 2020 года не вступило в законную силу. Подлинник решения подшит и находится в гражданском деле № 2-1324/2020 в Первоуральском городском суде Свердловской области.

        Судья:                              А.Г. Бородулина

Помощник судьи:                                   Е.Н. Иглицына

2-1324/2020 ~ М-796/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Третьякова Елена Александровна
Ответчики
Управление социальной политики по городу Первоуральску
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Бородулина Алла Геннадьевна
Дело на сайте суда
pervouralsky--svd.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее