ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2023 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Финогеновой А.О., при секретаре Бжевском К.П., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2000/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью «ТРЭК» к Лифановскому А.В. о признании решения общего собрания собственников недействительным.
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что организует обслуживание и ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома № квартала .... на основании договора от **/**/**** и протокола внеочередного общего собрания от **/**/****. С **/**/**** собственники дома утвердили размер платы в сумме 13,77 руб./кв.м:, решение было оформлено протоколом внеочередного общего собрания собственниками многоквартирного дома № от **/**/**** (вопрос 8). ООО «ТРЭК» с указанной даты производит начисление платы за помещение в данном размере. В октябре 2022 года ООО «ТРЭК» узнало от службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области о существовании протокола общего собрания № от **/**/****, согласно которому собственники дома № квартала № в декабре 2021 года приняли решение об изменении размера платы с **/**/**** на сумму 13,64 руб./кв.м., о своём решении собственники дома ООО «ТРЭК» в известность не поставили. Общество считает, что данное решение общего собрания принято с нарушением действующего законодательства и является недействительным. Законодательство не содержит положений, а также правового механизма возможности утверждения и начисления размера платы за содержание жилого помещения в МКД «задним числом», т.е. датой, ранее принятого общим собранием собственником помещений в многоквартирном доме решения. Распространение принятого решения на предыдущий период времени с **/**/**** является незаконным, как и само решение. Решение общего собрания, оформленное протоколом внеочередного общего собрания собственниками многоквартирного дома № от **/**/****, в части размера платы с **/**/**** в сумме 13,77 руб./кв.м, оспорено не было, следовательно, является действующим. ООО «ТРЭК» за спорный период выполняло работы в рамках утверждённой платы. Собственниками дома в лице председателя совета МКД Лифановского А.В. был получен отчёт по бюджету и акт выполненных работ и оказанных услуг за 2021 год, исходя из тарифа 13,77 руб./кв.м. Собственниками дома начисление платы в указанном размере не оспаривалось. Общее собрание приняло решение по вопросу, не включённому в повестку. Согласно объявлению, размещённому на информационной доске в подъезде дома и поступившему на эл.почту ООО «ТРЭК», вопрос об утверждении перечня работ и услуг, периодичности и размера платы в нём отсутствовал. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания (п.2 ст.46 ЖК РФ). Решение о размере платы принято собственниками без учёта мнения управляющей организации, что противоречит ч.7 ст.156 ЖК РФ. Перечень работ и услуг с тарифом 13,64 руб./кв.м., включая размер управленческого вознаграждения, ООО «ТРЭК» собственникам дома № квартала 55 для рассмотрения на общем собрании не предлагало, согласие на изменение размеры платы за помещение не давало. Собственники в одностороннем порядке изменили условия договора в части его цены в меньшую сторону. Для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме необходимо выполнять работ не меньше тех, которые указаны в Минимальном перечне работ и услуг, утверждённому постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее Минимальный перечень), а также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. Однако, собственниками не включены следующие виды работ: выкашивание газонов, что противоречит п.25 Минимального перечня (уборка и выкашивание газонов включена в работы по содержанию придомовой территории в теплый период года); уборку подвальных помещений, что противоречит п. 2 Минимального перечня (в работы, выполняемые в зданиях с подвалами, относятся проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями); уборку чердачного помещения, что противоречит п. 2 Минимального перечня (в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов управляющая организация обязана проводить ряд работ, после чего проводится уборка чердачного помещения); осмотр конструктивных элементов, что противоречит Правилам №170 (проведение сезонных осмотров конструктивных элементов обязательно к выполнению управляющей организацией); прочистку вентиляционных каналов, что противоречит п.15 Минимального перечня (данный вид работ предусмотрен в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов): укрепление водосточных труб, что противоречит Правилам №170 (устранение неисправностей системы водоотвода обязательно к выполнению управляющей организацией, Правилами определены сроки устранения таких неисправностей); замену разбитых стекол и дверей в помещениях общего пользования, что противоречит Правилам № (замена разбитых стекол и дверей в помещениях общего пользования обязательна к выполнению управляющей организацией, Правилами определены сроки устранения таких неисправностей); дератизацию и дезинсекцию, что противоречит п.23 Минимального перечня (дератизация и дезинсекция включена в работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме). Согласно п. 4.8 договора вознаграждение управляющей организации составляет 10% от суммы начисленных платежей за содержание объекта и взносов на проведение работ по текущему ремонту. Согласно утверждённому на общем собрании **/**/**** перечню работ, принято вознаграждение управляющей организации в размере 0,88 руб./кв.м., что составляет меньше 10%. Собственниками нарушены требования к оформлению документов общего собрания, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 № 44/пр (далее Приказ). Отсутствует обязательное приложение к протоколу, указанное в п.20 Приказа, а именно: письменные решения (бюллетени) собственников помещений, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их, дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений. Существенные условия договора управления многоквартирным домом содержатся в ч.3 ст.162 ЖК РФ. Цена по договору является существенным условием. Согласно п. 1.2, договора управления управляющая организация, действуя в качестве агента, по поручению Собственников, от своего имени, но за их счет, в пределах установленного размера оплаты по договору и утвержденных перечней работ и услуг, за вознаграждение, обязуется организовать оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, далее именуемого «Объект», организовать оказание дополнительных услуг и работ (текущий ремонт при утверждении взноса в фонд текущего ремонта), и коммунальных услуг (при наличии решения собственников об оплате за коммунальные ресурсы в Управляющую организацию), на условиях, предусмотренных настоящим Договором, а Собственники обязуются обеспечить финансирование выполнения работ и уплату вознаграждения путем внесения оплаты по договору на условиях настоящего договора. Решением общего собрания затронуты гражданско-правовые отношения, возникшие между ООО «ТРЭК» и собственниками многоквартирного дома № квартала № ..... Проверить решение собственников, оформленное протоколом общего собрания № от **/**/**** на соответствие ст. 181.5 ГК РФ (ничтожность) не представилось возможным, ввиду отсутствия у истца письменных решений собственников (бюллетеней), принявших участие в общем собрании. Уведомление о намерении обратиться в суд управляющая организация разместила на информационных досках, входных дверях в многоквартирном доме, инициатором проведения общего собрания Лифановским А.В. уведомление № от **/**/**** получено.
Просят признать недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома № квартала № ...., оформленное протоколом общего собрания № от **/**/****, в части принятого решения об утверждении перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме № квартала № периодичности и размера платы в размере 13,64 руб./кв.м., в том числе 2,00 руб./кв.м, на текущий ремонт с **/**/****; взыскать с Лифановского А.В. в пользу ООО «ТРЭК» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины и почтовых отправлений.
В судебное заседание истец ООО «ТРЭК» в лице своего представителя не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Лифановский А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, не представил доказательств уважительности причин не явки в судебное заседание.
Согласно ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности распространение общего правила, закрепленного в ст. 233 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание ответчика, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 435-О-О, рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства является правом суда, а не его обязанностью, вытекающим из принципа самостоятельности и независимости судебной власти. При разрешении вопроса о том, в каком порядке и в какой процедуре необходимо рассмотреть дело, суд оценивает в совокупности все обстоятельства с учетом имеющихся материалов и мнения лиц, участвующих в деле, исходя из задач гражданского судопроизводства, и лежащей на нем обязанности вынести законное и обоснованное решение.
Обсудив причины неявки ответчика в судебное заседание, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, суд полагает рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика в порядке ст. 233 ГПК РФ, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе: другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
Таким образом, к компетенции общего собрания относятся, в том числе вопросы установления оплаты за содержание общего имущества.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, **/**/**** между ООО «ТРЭК» и собственниками помещений МКД по адресу: .... заключен договор № на организацию обслуживания и ремонта имущества многоквартирного дома, в соответствии с которым управляющая организация, действуя в качестве агента по поручению собственников, от своего имени, но за их счет, в пределах установленного размера оплаты по договору и утвержденных перечней работ и услуг. За вознаграждение обязуется организовать оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, организовать оказание дополнительных услуг и работ (текущий ремонт при утверждении взноса в фонд текущего ремонта) Приложение №, на условиях, предусмотренных настоящим договором, а собственники обязуются обеспечит финансирование выполнения работ и оплату вознаграждения путем внесения оплат по договору на условиях настоящего договора. Состав общего имущества собственников помещения в МКД, подлежащего содержанию и ремонту определен в приложении №4 к договору. Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указан в приложении №2 (п. 1.1, п. 1.3, п. 1.5.5 договора).
Из представленного суду протокола № от **/**/**** внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: ...., проводимого в очной форме следует, что принято решение о способе управления - непосредственное управление собственниками помещений в МКД с заключением договором на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества с ООО ЖЭУ № с установлением размера платы – 15 руб./ 1 кв.м., в том числе: 13 руб. за содержание и ремонт общего имущества и 2 руб. за вывод и утилизацию
Согласно протоколу № от **/**/**** внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: ...., проводимого в очно-заочной форме, принято решение о выборе председателя общего собрания Лифановского А.В., об утверждении перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, исходя из размера платы 13,77 руб./ 1 кв.м. общей площади жилого помещения, в том числе 2 руб. на текущий ремонт, о переходе на оплату за потреблённую горячую воду и отопление на оплату каждой квартиры по тарифам (нормативу), установленному ООО Ангарскэнергосбыт с **/**/****.
Из представленного протокола № от **/**/**** очередного общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: ...., проводимого в очно-заочной форме следует, что принято решение о выборе председателя общего собрания Лифановского А.В., об утверждении перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, исходя из размера платы 13,64 руб./ 1 кв.м. общей площади жилого помещения, в том числе 2 руб. на текущий ремонт.
Согласно п. 1 ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
В соответствии с частью 9 данной статьи совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.
Совет дома на дату **/**/**** не был переизбран. Доказательств иного суду не представлено.
В соответствии с п.2 ст. 181.1 ГК РФ, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В силу п. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно ст. 181.3 п.1 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Исходя из ст. 181.4. ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в заседании или заочном голосовании либо голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Таким образом, положения статей 181.3-181.5 ГК РФ в их взаимосвязи с положениями статьи 3 ГПК РФ предоставляют управляющей компании, для которой решение собрания собственников в части установления тарифа является обязательным, оспаривать такое решение по мотиву экономической необоснованности тарифа.
Управляющая организация вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем признания недействительным решения общего собрания собственников по вопросу установления платы за содержание и ремонт жилья ниже ранее установленного и применяемого в расчетах тарифа, поскольку такое решение изменяет установленный договором управления размер платы.
В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как следует из п. 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Согласно п. 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Кроме того, п. 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлен принцип соразмерности платы за содержание жилого помещения, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В п. 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении на общем собрании таких собственников размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует, в первую очередь, учитывать, что размер платы за содержание жилого помещения, а именно обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2018 №5-П).
На основании п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления являются, в том числе, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства по делу сторонами не оспаривалось, что управляющая компания своих предложений по изменению тарифов на собрание не выносила, на собрании не присутствовала, а сведений о соблюдении собственниками требований действующего законодательства, в частности положений части 7 ст. 156 ЖК РФ, об изменении договора управления в части уменьшения размера платы за содержание жилья, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Порядок изменения и расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрен пунктом 1 статьи 310, пунктом 1 статьи 432, статьями 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из совокупности приведенных выше норм следует, что стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, в том числе в одностороннем порядке без предложения управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения, принятом на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом, оспариваемым решением общего собрания собственников о снижении величины тарифа на содержание общего имущества и текущего ремонта многоквартирного дома, собственники помещений вышли за пределы своей компетенции, поскольку решение было принято в нарушение требований части 7 статьи 156 ЖК РФ, в отсутствии предложений управляющей организации, и в отсутствии представленного собственниками экономически обоснованного расчета при принятии решения об уменьшении тарифов, ранее установленного решением собственников и включенных в договор управления, в связи с чем, суд приходит к выводу о ничтожности пунктов протокола №4 от 23.12.2021 в части принятия решения об утверждении перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, периодичности и размера платы в размере 13,64 руб. за 1 кв.м., в том числе 2 руб. за 1 кв.м. на текущий ремонт с 01.0.2021.
Кроме того, суд принимает во внимание, что размер платы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД в размере 13,64 руб./кв.м., том числе 2 руб. за 1 кв.м. на текущий ремонт, установлен собственниками жилого дома произвольно, без экономического обоснования и без учета постановления органа местного самоуправления. Доказательств того, что установление платы в указанном размере позволит обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и будет отвечать требованиям разумности, не представлено.
Утвержденные общими собраниями собственников помещений размеры платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, не отвечают требованиям Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 года №213/пр, поскольку утверждены без учета Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие в силу ст. 88 ГПК РФ из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На этом основании, с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина по настоящему иску подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме, составляющем 6000 руб.
Кроме того, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о взыскании почтовых расходов в размере 59 руб., поскольку их несение обусловлено обращением в суд.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает исковые требования удовлетворить.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░ № ...., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ **/**/****, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 13,64 ░░░./░░.░., ░ ░░░ ░░░░░ 2,00 ░░░./░░.░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ **/**/****.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ~~~ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░», ░░░/░░░░ 3801066231/1033800531137, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 59 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2023 ░░░░.