Дело № 12-33/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воркута 28 февраля 2023 года Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Чекате О.Д.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – Еремина Д.С.,
рассмотрев жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – Еремина Д.С. на постановление мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 27 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ в отношении Трухан В.М.,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 27 января 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Трухан Вячеслава Михайловича по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Еремин Д.С. подал жалобу на вышеуказанное постановление, которое просит отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что у гр-на Трухан В.М. имелись признаки наркотического опьянения – резкое изменение окраски кожных покровов лица, нарушение речи, неустойчивость позы, в связи с чем последнему, после отстранения от управления транспортным средством, было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте, на что Трухан В.М. согласился. Поскольку признаков алкогольного опьянения, а именно запаха алкоголя изо рта, не было, полагая, что при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения результат будет отрицательный, довёл до сведения Трухан В.М. одно из оснований направления его на медицинское освидетельствование. После чего Трухан В.М. категорически отказался проходить освидетельствование на состояние опьянения на месте, а затем отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в специализированном учреждение. В протоколе направления на медицинское освидетельствование одним из оснований является отказ от освидетельствования на состояние опьянения на месте, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. Процедура направления на медицинское освидетельствование была соблюдена в полном объёме. Основанием для направления на медицинское освидетельствование явился отказ от прохождения освидетельствования на месте, который указан в протоколе направления на медицинское освидетельствование, что подтверждается приложенной к материалам дела видеозаписью.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Еремин Д.С. жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным.
Исследовав представленные материалы, заслушав должностное лицо, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения С. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Основанием для составления 29 декабря 2022 года инспектором ДПС ОДПС ОГИБДД ОМВД России по г.Воркуте протокола об административном правонарушении в отношении Трухан В.М. по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ послужило то, что 29 декабря 2022 года в 20 часов 11 минут по адресу: г. Воркута, (адрес) водитель Трухан В.М., управляя транспортным средством «Шевроле Авео», ****, с явными признаками опьянения (резкое изменение кожных покровов лица, шаткая походка, нарушение речи), в нарушение требований п. 2.3.2 Правил дорожного движения РФ, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В обоснование виновности Трухан В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ мировому судье были представлены следующие доказательства: протокол **** от 29.12.2022 об административном правонарушении (****); протокол **** от 29.12.2022 об отстранении от управления транспортным средством, из которого следует, что Трухан В.М., при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения (нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица), отстранён от управления транспортным средством (****); акт **** от 29.12.2022 освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, из которого следует, что Трухан В.М. отказался от прохождения освидетельствования (****); протокол **** от 29.12.2022 о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, из которого следует, что Трухан В.М. направлен для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии признаков опьянения – неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраса кожных покровов лица, при этом Трухан В.М. отказался пройти медицинское освидетельствование, что зафиксировано в протоколе (****), видеозапись (****).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП РФ, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 указанного Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
На основании ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 27.12.1 КоАП РФ).
В ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ определено, что обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Из изложенных норм права, с учётом разъяснений вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 следует, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должен составляться соответствующий протокол, в котором указываются, в том числе, основания направления на медицинское освидетельствование.
Исключений из установленного порядка применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения не содержит.
Как видно из протокола о направлении на медицинское освидетельствование **** от 29.12.2022, в нём не указаны основания направления Трухан В.М. на медицинское освидетельствование, а приведенные в нём признаки опьянения - неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраса кожных покровов лица (****), такими основаниями являться безусловно не могут.
В связи с чем, данный протокол о направлении на медицинское освидетельствование не может быть признан допустимым доказательством.
Несмотря на то, что в протоколе о направлении лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраса кожных покровов лица содержатся сведения об отказе Трухан В.М. от медицинского освидетельствования, такой процессуальный документ с учётом отсутствия в нём указания на основания для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, подлежит исключению из объема доказательств по делу.
Исключение из числа доказательств названного процессуального документа влечёт признание недопустимым доказательством протокола об административном правонарушении, поскольку в нём приведены сведения о невыполнении Трухан В.М. требования должностного лица, не подтвержденного основанием для направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нарушений норм административного закона, влекущих отмену или изменение постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 и 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 27 января 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Трухан Вячеслава Михайловича по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу должностного лица Еремина Д.С. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора по правилам ст.ст.30.12-30.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ в Верховный суд Республики Коми.
Судья: О.Д. Чекате