Судья Пыльцына И.А. дело №21-1749/2023
РЕШЕНИЕ
г. Красногорск
Московской области 5 сентября 2023 года
Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петрова А.Н. на постановление инспектора надзорной деятельности и профилактической работы – государственного инспектора г.о. Павловский Посад и Электрогорск по пожарному надзору № 49 от 5 июня 2023 года и решение судьи Павлово-Посадского городского суда Московской области от 12 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Петрова А. Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора надзорной деятельности и профилактической работы – государственного инспектора г.о. Павловский Посад и Электрогорск по пожарному надзору № 49 от 5 июня 2023 года Петров А. Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Решением судьи Павлово-Посадского городского суда Московской области от 12 июля 2023 года, указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, Петров А.Н. их обжаловал, просил отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав свидетеля должностное лицо – Шатилова Е.Э., суд второй инстанции приходит к выводу, что решение городского суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 186 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 года № 1479, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков) сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 07 апреля 2023 года Петров А.Н. допустил нарушение требований пункта 186 Правил, а именно: не в полном объеме приняты меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошению на сенокосах земельном участке с кадастровым номером 55.745049, 38.527837, местоположение: <данные изъяты>, что привело к пожару.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Петрова А.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица о привлечении Петрова А.Н. к административной ответственности, в порядке ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, городской суд исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
При этом городским судом оставлено без внимания нижеследующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> в 17 часов 00 мин. на пульт радиотелефониста ПСЧ-41 «23 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по МО» по телефону 112 поступила информация о пожаре по адресу <данные изъяты>.
В рамках проведения проверки данного сообщения было установлено, что данное происшествие произошло на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
Постановлением инспектора надзорной деятельности и профилактической работы – государственного инспектора г.о. Павловский Посад и Электрогорск по пожарному надзору № 41 от 25 мая 2023 года производство по делу об административном правонарушении в отношении в отношении Петрова А.Н. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Между тем, оставляя без изменения вынесенное по делу постановление должностного лица, указанному выше обстоятельству оценки дано не было.
Кроме того, оспаривая законность вынесенного постановления, Петров А.Н. указывал, что им были приняты все меры, предусмотренные п.186 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 года № 1479 и в обосновании данных доводов представил фотоматериал, договор №23 от 1 марта 2023 года, договор от 21 июня 2022 года, акт обследования части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, локальную смету, проектную документацию, однако данные доводы и представленные Петровым А.Н. документы предметом проверки и оценки суда первой инстанции не были, каких-либо выводов по данным обстоятельствам решение суда по жалобе не содержит.
При таких обстоятельствах, суд второй инстанции приходит к выводу о том, что городским судом не в полной мере выполнены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном объективном и всестороннем судебном разбирательстве, а также положения ст. 30.6 КоАП РФ, в соответствии с которыми суд проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах решение судьи Павлово-Посадского городского суда Московской области от 12 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Петрова А. Н. подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Павлово-Посадский городской суд Московской области.
При новом рассмотрении необходимо учесть изложенное, проверить доводы жалобы и с учетом имеющихся и вновь представленных доказательств вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Павлово-Посадского городского суда Московской области от 12 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Петрова А. Н. – отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Е.Ю. Бирюкова