05RS0№-79
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Испагиева А.А.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4,
ответчика ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействие ответчика по необеспечению требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> РД с учетом уточнений обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о признании незаконным бездействие ответчика по необеспечению требований законодательства о пожарной безопасности и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, и обязании устранить допущенные нарушения на АЗС «АКА», расположенной на 2 км. автодороги <адрес> – <адрес> на территории <адрес> РД. В обоснование иска истец указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства установлено, что ИП ФИО1 эксплуатирует АЗС с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенического законодательства и законодательства о промышленной безопасности, перечень которых указан в акте ОНД и ПР № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м №ИВ-191-4-17-118 от ДД.ММ.ГГГГ, справке ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и справке государственного инспектора ООГН по КЧР КУ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства, а в случае их неустранения к указанному сроку, приостановить деятельность АЗС.
Истец – и.о. прокурора <адрес> РД ФИО4 исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик ФИО1, не оспаривая доводы истца о наличии на АЗС нарушений требований норм и правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, пояснил, что с момента проведения надзорными органами проверки ответчиком основная часть выявленных нарушений устранена, по остальным нарушениям ведется активная работа по их устранению.
Представитель заинтересованного лица – ОНД и ПР № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м ФИО5 заявленные требования об обязании ответчика устранить нарушения противопожарного законодательства поддержал, просил их удовлетворить, вместе с тем пояснил, что в ходе проведенной на МАЗС по поручению суда проверки установлено, что ответчиком ведется активная работа по устранению допущенных нарушений.
Заинтересованное лицо – ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> участие в судебном заседании своего представителя не обеспечило, о причинах неявки не сообщило, об отложении не просило. В силу ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц суд не усматривает.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании в их совокупности, приходит к следующему.
<адрес> по поручениям прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД по <адрес> (далее - ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС РФ) и инспектора Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> (далее - Ростехнадзор), а также сотрудниками ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства автомобильными заправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории, в том числе, при эксплуатации авто - газозаправочной станции «АКА», расположенной на 2 км. автодороги <адрес> – <адрес> на территории <адрес> РД.
В ходе проведенной проверки установлено, что указанное АЗС эксплуатируется с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, а именно:
1) Отсутствует система пожарной сигнализации (Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № статья 83, часть 7);
2) Не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 54);
3) Пролитые нефтепродукты не засыпаются песком или не удаляются специально предусмотренными для этого адсорбентами (ППР № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 384);
4) МАЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения в соответствии с правилами противопожарного режима (ППР № от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 389);
5) Пожарный щит не укомплектован (ППР № от ДД.ММ.ГГГГ приложение №);
6) Отсутствует противопожарный водоисточник (СП 156.13130.2014 Свод правил станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности, пункт 8.49);
7) Противопожарное расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем МАЗС до автомобильной дороги не соответствует требованиям (СП 156.13130.2014, Таблица 5);
8) Не представлена декларация о пожарной безопасности (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №, статья 64);
9) Журнал инструктажей не ведется (ППР № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2);
10) Нет дренажных лотков предотвращающий растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (СП 156.13130.2014, пункт 6.21);
11) Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
12) Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
13) Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п.. 8.50 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
14) Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
15) Отсутствует система заземления МАЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
16) МАЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ (п. 6.32 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
17) Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР от ДД.ММ.ГГГГ №);
18) Руководитель не обеспечил наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
19) Резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м (п. 8.30 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
20) На боковых поверхностях ограждающих конструкций резервуаров- контейнеров хранения топлива, не расположена полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью: «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (п. 7.7 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
21) Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка. Допускается не устанавливать экраны между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива при расстоянии между ними более 10 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014, ст. 4 и 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ);
22) Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытии дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п. 450 ППР от ДД.ММ.ГГГГ №).
В ходе обследования автозаправочной станции специалистами ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес> выявлены следующие нарушения обязательных требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
1. Не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
2. Не представлен заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
3. Не представлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
4. Не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
5. Отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»);
6. Не представлен договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
7. Отсутствуют знаки о запрете курения табака (ст. 12 п. 5 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»);
8. Не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 ’’Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда");
9. Отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением (п.8.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"; п. 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
10. Отсутствуют гардеробные шкафчики для хранения одежды, с раздельным хранением рабочей и личной одежды (п.8.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
11. На участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы, не установлено устройство для охлаждения воздуха, (п.8.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
12. Отсутствует помещение для приёма пищи, (п.8.21 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
В ходе обследования автозаправочной станции инспектором Ростехнадзора, также выявлены следующие нарушения санитарного законодательства, а именно:
1) Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции клапана (п. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №); 2) В помещении операторной не размещены: схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схема слива СУГ из автомобильных цистерн; производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ. (п.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ; п. 195 ФНП от 15.12.2020г. №).
3) На рабочем месте оператора АГЗС отсутствует инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, оборудования, зданий и сооружений, (п. 1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ; п. 10 ФНП от 15.12.2020г. №);
4) Допущены к эксплуатации манометры с истекшим сроком поверки (п. 1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ; п. 343 ФНП от 15.12.2020г. №);
5) На шкале манометров не нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде (ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ; п. 343 ФНП от 15.12.2020г. №);
6) Отсутствует (не представлен) план-график проведения противоаварийных тренировок с персоналом (ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ; п. 343 ФНП от 15.12.2020г. №);
7) Не обеспечивается мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного газопровода (п. 64 ФНП от 15.12.2020г. №);
8) Отсутствует (не представлено) положение о производственном контроле требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля (п. 5 «Об организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ);
9) Отсутствует (не представлено) положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО (п.29, Приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев взрывчатых материалов промышленного назначения», ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ);
10) Отсутствует (не представлен) договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально-аварийными формированиями на обслуживание ОПО (п.1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ);
11) Отсутствует (не представлен) утвержденный и согласованный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»; п.2 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ);
12) Отсутствует (не предоставлен) приказ о назначении распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ.( пп. б п. 228 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ №);
13) У оператора АГЗС отсутствует удостоверение на право обслуживания сосудов (п. 237 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ №);
14) У лиц ответственных за осуществление производственного контроля отсутствует (не представлены) документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации (п.1 ст. 14.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ);
15) На АГЗС отсутствует (не представлена) эксплуатационно-техническая документация (сменный журнал, эксплуатационный журнал, журнал регистрации наряда- допуска, журнал учёта работ, (п. 10 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ №.)
16) Резинотканевые рукава не имеют бирок с датой испытания и давлением, сертификатов, а также документов, подтверждающих проведения гидравлических испытаний до применения на АГЗС, (п.п. 168-173 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ №);
17) Отсутствует (не проведена) экспертиза промышленной безопасности сосудов, работавших под давлением (ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ; п.461 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ N536);
18) Не предоставлены (отсутствуют) выписки из протоколов аттестации в области промышленной безопасности руководителя и инженерно- технических работников организации (п.3, п.4 ст. 14.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ);
19) Не поставлены на учёт сосуды, работающие под давлением в территориальном органе Ростехнадзора (п.222 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ N536);
20) Отсутствует, не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, (п. 1 ст. 9, ст. 15 ФЗ № 116-ФЗ; статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»);
21) Отсутствуют (не представлены) документы, подтверждавшие проведение проверки исправности предохранительных клапанов (п. 358 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ №);
22) Отсутствует (не представлена) проектная (исполнительная) документации и отчеты по инженерным изысканиям на установку автомобильной газозаправочной станции (пп. 30, 34 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 9 ФНП от ДД.ММ.ГГГГ №);
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Статьей 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ установлены права граждан в области пожарной безопасности, а именно право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
В соответствии с ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной 1производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Задачами гражданского судопроизводства в соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу с учетом доводов ответчика об устранении ряда выявленных нарушений по поручению суда ОНД и ПР № по Ботлихскому, Гумбетовскому, Ахвахскому и <адрес>м проведена повторная проверка, по результатам чего представлен соответствующий акт.
Так, в ходе повторной проверки, проведенной ОНД и ПР №, а также объяснений их представителя ФИО5 установлено, что по состоянию на дату рассмотрения дела остались не устраненными ответчиком нарушения законодательства о пожарной безопасности, приведенные в Пунктах 6-7, 10-12, 19 и 21 Акта №ИВ-191-4-17-118 от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное приводит суд к убеждению, что ответчик принимает активные меры для приведения положения на эксплуатируемой им АЗС в соответствие с действующими законодательными нормами и правилами.
В силу ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд, удовлетворяя заявленные требования, считает необходимым установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока суд учитывает требования разумности и справедливости, и находит целесообразным установить ответчику срок для их устранения – до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом следует обратить внимание ответчика ФИО1 на то обстоятельство, что неустранение выявленных нарушений до установленного судом срока повлечет за собой приостановление деятельности АЗС.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений закона, а также имеющихся нарушений законодательства у ИП ФИО1, суд считает необходимым частично удовлетворить исковые требования прокурора.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ и ст.333.36 НК РФ, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии ст.333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН: №, ИНН №) по неустранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности на АЗС «АКА», расположенной на 2 км. автодороги <адрес> – <адрес> на территории <адрес> Республики Дагестан.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства, а именно:
- обеспечить противопожарным водоисточником;
- противопожарное расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС до автомобильной дороги привести в нормативное соответствие;
- представить декларацию о пожарной безопасности;
- оборудовать дренажными лотками, предотвращающий растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения;
- расположение резервуара для хранения сжиженных углеводородных газов привести в нормативное соответствие;
- между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива установить экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка;
- провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) от АЗС до границы жилых домов;
- представить заключительный акт по результатам медосмотра;
- составить и представить в уполномоченный орган список работников, подлежащих периодическим медосмотрам;
- заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;
- представить программу производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника;
- на участках, где интенсивность теплового облучения превышает установленные гигиенические нормативы, установить устройство для охлаждения воздуха;
- обеспечить аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции клапана;
- в помещении операторной разместить: схему обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схемой слива СУГ из автомобильных цистерн; производственной инструкцией, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ;
- на рабочем месте оператора АГЗС обеспечить инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, оборудования, зданий и сооружений;
- не допускать к эксплуатации манометры с истекшим сроком проверки;
- на шкале манометров нанести красную черту, указывающую рабочее давление в сосуде;
- разработать и утвердить план-график проведения противоаварийных тренировок с персоналом;
- разработать и утвердить положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
- заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально-аварийными формированиями на обслуживание ОПО;
- утвердить и согласовать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- разработать и утвердить приказ о назначении распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности;
- разработать и утвердить эксплуатационно-техническую документацию (сменный журнал, эксплуатационный журнал, журнал регистрации наряда- допуска, журнал учёта работ);
- обеспечить резинотканевые рукава бирками с датой испытания и давлением, сертификатов, а также документами, подтверждающими проведение гидравлических испытаний до применения на АГЗС;
- провести экспертизу промышленной безопасности сосудов, работавших под давлением;
- предоставить выписки из протоколов аттестации в области промышленной безопасности руководителя и инженерно-технических работников организации;
- поставить на учёт сосуды, работающие под давлением в территориальном органе Ростехнадзора;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- завести документы, подтверждавшие проведение проверки исправности предохранительных клапанов;
- представить проектную (исполнительскую) документацию и отчеты по инженерным изысканиям на установку автомобильной газозаправочной станции.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН: №, ИНН №), госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Испагиев