Дело № 2-1338/2023
УИД 86RS0007-01-2023-001176-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2023 года г. Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Колесниковой Ю.Г., с участием представителя процессуального истца – Свитиной А.А., представителя ответчика – Литвиновой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «СОДЕЛ» об охране атмосферного воздуха,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском о возложении на ООО «СОДЕЛ» (далее также – Общество, Ответчик) обязанности в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ) и разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, и в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявкой о согласовании данных мероприятий для объекта негативного воздействия на окружающую среду IV категории - база (адрес) (код объекта HBOC № расположенного по адресу: (адрес)
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ № 96) и Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 № 484-п на предприятии ООО «СОДЕЛ» для указанного объекта негативного воздействия на окружающую среду IV категории не согласованы со Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Природнадзор - Югры) мероприятия в период НМУ.
Кроме того, не обеспечено получение прогнозов о наступлении НМУ для названного объекта, а также предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе в соответствии с законодательством Российской Федерации для проведения согласованных с Природнадзором Югры мероприятий направленных на уменьшение выбросов.
04.04.2022 межрайонной прокуратурой по вышеуказанным нарушениям законодательства об охране атмосферного воздуха внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени предприятие осуществляет свою деятельность вопреки вышеизложенным требованиям закона.
В судебном заседании представитель процессуального истца требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился по доводам письменных возражений.
Заслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «О охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие н окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду
Положениями ст. 4 ФЗ № 96 закреплен принцип обязательного соблюдения гражданами и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Статьей 19 названного Федерального закона установлена обязанность хозяйствующих субъектов при получении прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ) проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Вместе с тем, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (абз. 2 ч. 3 ст. 19 ФЗ № 96).
Согласно же пункту 1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденного Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56960), требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в эксплуатации Общества имеется объект негативного воздействия на окружающую среду IV категории - база (адрес) (код объекта HBOC № №), расположенного по адресу: (адрес)
Факт отнесения указанного объекта к IV категории негативного воздействия на окружающую среду, также подтверждается Свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду № № от 20.04.2022.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что необходимости получения прогнозов о НМУ и разработки мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ при эксплуатации спорного объекта у Общества отсутствует в силу закона.
К тому же, о выявленных нарушениях Обществом указанной правовой нормы по спорному объекту, речи не идет ни в Акте плановой выездной проверки Природнадзора Югры от 15.03.2022 №, ни в Представлении прокурора в адрес Общества от 04.04.2022 № об устранении нарушений закона.
При таких обстоятельствах, заявленный прокурором к Обществу иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Нефтеюганского межрайонного прокурора о возложении на ООО «СОДЕЛ» обязанности в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях и разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, и в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявкой о согласовании данных мероприятий для объекта негативного воздействия на окружающую среду IV категории - база в (адрес) (код объекта HBOC № расположенного по адресу: (адрес) – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд.
В окончательной форме решения принято 05.05.2023.
СУДЬЯ: подпись.