РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 26 июля 2022 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Керашева Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием:
заместителя прокурора <адрес>
Республики Адыгея ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4 в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Адыгея ФИО4 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивированным тем, что прокуратурой района в июне 2022 года проанализирована деятельность органов местного самоуправления района в части соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого выявлены нарушения закона. Обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом на территории района является – администрация МО «<адрес>». Установлено, что согласно представленному Министерством образования и науки Республики Адыгея списку в администрацию МО «<адрес>», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности подлежит обеспечению в 2022 году жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма. В настоящее время за ФИО1 закрепленного жилого помещения не имеется. В то же время, в нарушение требований законодательства, администрацией МО «<адрес>» до настоящего времени не приобретено и не предоставлено ФИО1 благоустроенное жилое помещение.
На основании изложенного, прокурор <адрес> Республики Адыгея ФИО4 просил обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО5 заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем отзыве глава администрации МО «<адрес>» ФИО6 просил рассмотреть дело без участия представителя администрации. При вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Выслушав заместителя прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
<адрес> Республики Адыгея в июне 2022 года проанализирована деятельность органов местного самоуправления района в части соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого выявлены нарушения закона.
Проведенным прокуратурой района анализом установлено, что согласно представленному Министерством образования и науки Республики Адыгея списку в администрацию МО «<адрес>», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке очередности подлежит обеспечению в 2022 году жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма. В настоящее время за ФИО1 закрепленного жилого помещения не имеется. В то же время, в нарушение требований законодательства, администрацией МО «<адрес>» до настоящего времени не приобретено и не предоставлено ФИО1 благоустроенное жилое помещение.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют им жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. ч. 1, 5 ст. 57 ЖК РФ).
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. ч. 1, 5, ст. 50 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ №), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ № детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 9 ст. 8 ФЗ № право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Закон РА №), определяющий порядок предоставления детям указанной категории жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РА № предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд), с учетом несовершеннолетних членов их семьи осуществляется однократно по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в ч. 1 <адрес> РА №, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 1 Закона РА №).
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 №, государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления республики, в том числе МО «<адрес>».
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом на территории района является – администрация МО «<адрес>».
В настоящее время за ФИО1 закрепленного жилого помещения не имеется, что является бездействием органа местного самоуправления муниципального района, препятствующее реализации жилищных прав ФИО1, нарушает его права и законные интересы на своевременное предоставление благоустроенного жилого помещения, гарантированного государством.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4 в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4 в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: 27.07.2022
Судья /подпись/